1611-1614гг. Дерево, масло. Размер: 458х297 см. Музей истории искусств, Вена
Рубенс написал три картины на сюжет Вознесения Богоматери. Первая, представленная здесь, была написана в 1611-1614 годах по заказу эрцгерцога Альберта для оформления церкви Нотр-Дам де ла Шапель в Брюсселе, судьба второй, законченной в 1616 году, не известна, а третья, созданная в период с 1624 по 1627 годы, была предназначена для украшения главного алтаря кафедрального собора Антверпена.
Во всех трех картинах художник прибегает к одному и тому же типу композиции. Эжен Фромантен обращает внимание на то, что творчество Рубенса «в принципе лишено этих поразительных метаморфоз, которые у большинства мастеров определяют переход от одного периода творчества к другому и называются разновидностями стиля».
Художник слишком рано нашел свой собственный стиль и слишком неожиданно умер, чтобы в его искусстве могли проявиться наивность молодого мастера или упадок творческих сил, присущий мастерам зрелым. Собственно, по той же причине Рубенс не был замечен ни в каких художественных поисках: найденные еще в молодости композиционные и технические приемы раз и навсегда становятся главными элементами его искусства.
Когда Рубенс впервые обращается к теме Вознесения Богоматери (а это случилось всего через несколько лет после возвращения из Италии), — скорее всего, у него перед глазами стояла столь поразившая его картина Тициана на ту же тему. Подобно тициановской, Мадонна Рубенса возносится в небеса, поддерживаемая сонмом ангелов, а жест правой руки и взгляд, обращенный к небу, вообще кажутся скопированными фламандским художником с работы его итальянского коллеги.
На обеих картинах фигура святого Иоанна чрезвычайно важна с точки зрения композиционной целостности: его воздетые к Богоматери руки соединяют нижнюю и верхнюю части композиции. Однако если на картине Тициана можно обнаружить целый спектр оттенков и бесконечную растяжку желтого, то на картине Рубенса, как нетрудно заметить, преобладают оттенки синего.