«Лютнист», Караваджо

«Лютнист», Караваджо Картина существует в трёх версиях, ныне хранящихся в Эрмитаже, Метрополитен-музее (коллекция Д. Вильденштайна, временное хранение) и в английской усадьбе Бадминтон-хаус. Из

Картина существует в трёх версиях, ныне хранящихся в Эрмитаже, Метрополитен-музее (коллекция Д. Вильденштайна, временное хранение) и в английской усадьбе Бадминтон-хаус. Из них до недавнего времени общепризнанным было авторство только эрмитажного полотна; сейчас первой авторской версией сюжета считается полотно из Нью-Йорка, картина из Бадминтон-хаус — копия с эрмитажного.
1. Караваджо. Лютнист. 1595 г. Холст, масло. 94 × 119 см. Эрмитаж, Санкт-Петербург
Картина была создана около 1595 года по заказу высокопоставленного покровителя Караваджо кардинала Франческо Марии Борбоне дель Монте (1549—1627), в доме которого (на вилле Мадама в Риме) художник прожил несколько лет. Считается парной к «Концерту» («Музицирующие мальчики») Караваджо (Метрополитен, Нью-Йорк). Вероятно, это первая картина, где художник использовал контрастную свето-теневую моделировку.
Первую версию «Лютниста» купил у дель Монте его друг, банкир и коллекционер Винченцо Джустиниани. В 1808 году в Париже собрание Джустиниани было выставлено на продажу. Ещё до начала аукциона Доминик Виван Денон, директор Лувра, по просьбе Александра I приобрёл эту картину для Эрмитажа. Первый биограф Караваджо Беллори утверждал, что на полотне изображена девушка. Возможно, Беллори был введён в заблуждение чересчур женственным видом юноши. В Эрмитаже картина долгое время экспонировалась под названием «Лютнистка».
Существует также версия, что это портрет испанского кастрата Педро Монтойи из придворного хора дель Монте, который нередко приглашался для выступления в Сикстинскую капеллу. Биограф же Караваджо Питер Робб считает, что художник изобразил своего спутника Марио Миннити, позировавшего также для ряда других картин этого периода в том числе «Игроков» и одного из двух вариантов «Гадалок».
Есть также версия, что «Юноша с лютней» — портретное изображение Галлуса, миланского музыканта, чьё имя начертано на второй тетради, лежащей на столе.
2. Караваджо. Лютнист. Ок. 1595 г. Холст, масло. 100 × 126,5 см. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Для дель Монте Караваджо написал вторую версию (100х126,5), внеся в неё некоторые изменения. Он убрал сосуд с цветами, добавил к скрипке на столе флейту и спинет, на заднем плане появилась клетка со щеглом. Музыкальные инструменты представляют собой ценные экземпляры, и, вероятно, они происходят из личной коллекции Дель Монте.
Версия, происходящая из собрания Вильденстайна, была продана наследниками дель Монте кардиналу Антонио Барберини в 1628 году вместе с некоторыми другими полотнами. Каталог выставки 1990 года отмечает значительные отличия в световых эффектах этой версии, утверждая, что это «знаменует собой значительный шаг в сторону более резко освещённых композиций, которые позднее стали характерными для стиля Караваджо». Повышение контраста между тенями и светом художник использует, например, в «Мученичестве святого Матфея». Тем не менее, критик Джейсон Кауфман считает, что портрет в версии Вильденстайна слабее эрмитажного, а Дэвид Ван Эдвардс, отметив, что инструмент в руках музыканта представляет собой не типичную итальянскую лютню того времени, заключил, что картина написана не Караваджо.
3. Караваджо. Лютнист. 1596 г. Холст, масло. 96 × 121 см. Бадминтон-хаус, Глостершир
Третья картина является копией полотна, которое висит в Эрмитаже со своими тонкостями. Она чуть больше, чем картина в Эрмитаже, более светлая, в графине с водой отражаются детали интерьера.
Картина, хранящаяся в Бадминтон-хаус впервые появилась на аукционе Сотбис (Нью-Йорк, 25 января, 2001 года, лот 179). Изначально покрытая толстым слоем жёлтого лака, она во всех деталях соответствует сделанному Бальоне описанию картины из дворца кардинала дель Монте. Согласно Бальоне, цветы покрыты каплями росы, а в графине с водой отражается окно и иные детали интерьера. Все это, а также множество так называемых pentimenti (следов на холсте, от рукоятки кисточки, оставлять которые было в привычках Караваджо), — все это резко отличает картину из Бадминтон-хаус от полотна, хранящегося в Эрмитаже. Она также чуть больше по размеру, чем эрмитажная версия, в которой край слегка обрезает цветы слева, а завиток на грифе инструмента написан более густыми мазками.

«Лютнист», Караваджо Картина существует в трёх версиях, ныне хранящихся в Эрмитаже, Метрополитен-музее (коллекция Д. Вильденштайна, временное хранение) и в английской усадьбе Бадминтон-хаус. Из

«Лютнист», Караваджо Картина существует в трёх версиях, ныне хранящихся в Эрмитаже, Метрополитен-музее (коллекция Д. Вильденштайна, временное хранение) и в английской усадьбе Бадминтон-хаус. Из

«Лютнист», Караваджо Картина существует в трёх версиях, ныне хранящихся в Эрмитаже, Метрополитен-музее (коллекция Д. Вильденштайна, временное хранение) и в английской усадьбе Бадминтон-хаус. Из

Источник

Ваш комментарий