«Вид Моховой и дома Пашкова в Москве», Габриэль Людвиг Лори Старший

«Вид Моховой и дома Пашкова в Москве», Габриэль Людвиг Лори Старший Начало 1800-х. Бумага, офорт, акватинта раскрашенная по оригиналу Жерара Делабарта. Государственный Русский музей,

Начало 1800-х. Бумага, офорт, акватинта раскрашенная по оригиналу Жерара Делабарта. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Судьба картины Жерара Делабарта, ставшей основой для гравюры Ф. Лорие, прискорбна: летом 1937 года она была выдана из Третьяковской галереи в Полпредство СССР в Вене и утрачена во время Второй мировой войны.
Дом Пашкова – одно из самых красивых и знаменитых зданий Москвы. Шедевр архитектуры классицизма, построенный по заказу Петра Пашкова, разбогатевшего сына денщика Петра I. Распространено мнение, что автор проекта – Василий Баженов. Никаких письменных свидетельств не сохранилось, однако многие специалисты усматривают баженовский почерк в царственном облике этого сооружения.
Первоначально, согласно некоторым источникам, его стены были оранжевыми. Место для строительства выбрано не случайное. Напротив – Боровицкий холм и Кремль. Дом Пашкова (впрочем, гораздо чаще его называли Пашковым домом) стал первым светским зданием Москвы, из окон которого можно было видеть Кремль не снизу вверх. Он составляет единое целое с высоким Ваганьковским холмом и как бы продолжает линию подъёма. Во время нашествия Наполеона усадьба сильно пострадала. Восстановленная в 1815–1818 годах, она приобрела черты московского послепожарного классицизма. Историки архитектуры полагают, что на этот раз поработал сам Осип Бове. Особняк вызывал всеобщее восхищение. Поэт Михаил Веневитинов назвал его «самым изящнейшим зданием во всей России».
Уличная жизнь лишена всегдашней суетности – торговцы фруктами и сластями уместны потому, что без них «было бы безмолвно и мертво». Пожалуй, ни одна из делабартовских ведут не являла с такой очевидностью, что «в Москве дышится вольнее, чем в остальной империи». Это закрепило за «Видом Моховой улицы и дома Пашкова в Москве» значение своего рода художественной эмблемы екатерининской Москвы.

.

Ваш комментарий