Мастер MS. "Встреча Марии и Елисаветы", 1506. Венгерская национальная галерея, Будапешт.Мастер MS. "Встреча Марии и Елисаветы", 1506. Венгерская национальная галерея, Будапешт.
… одного из самых загадочных творцов в истории искусства, ибо про него неизвестно практически ничего, только инициалы, которыми он подписывал свои работы.
МАСТЕР MS.
И от него до наших дней дошел один единственный створчатый полиптих главного алтаря церкви Святой Екатерины в городе Шелмецбанья (ныне это словацкий город Банска-Штьявница).
Т.е сохранилось всего 7 работ и все они части этого полиптиха, створки которого находятся в разных музеях.
"Встреча Марии и Елизаветы", например, поселилась в Венгерской национальной галерее в Будапеште.
"Поклонение волхвов" — во Дворце изящных искусств в Лилле во Франции, "Рождение Иисуса" — в церкви Святого Антония в деревне Сентантал в Центральной Словакии, "Иисус на Масляничной горе", "Несение креста", "Распятие" и "Воскресение" — в Христианском музее в Эстергоме в Венгрии.
Поклонение волхвовПоклонение волхвов
Рождение ИисусаРождение Иисуса
Иисус на Масляничной гореИисус на Масляничной горе
Несение крестаНесение креста
РаспятиеРаспятие
ВоскресениеВоскресение
Итак, "Встреча Марии и Елизаветы".
Репродукции отличаются, чтобы детали можно было показать, ну нет в интернете нормальных репродукций хорошего качества, вот вроде в 21 веке живем, а как в средневековье 😂 хотя, сейчас мы и правда в средневековье.Репродукции отличаются, чтобы детали можно было показать, ну нет в интернете нормальных репродукций хорошего качества, вот вроде в 21 веке живем, а как в средневековье 😂 хотя, сейчас мы и правда в средневековье.
Ну вы помните: Мария — матушка Христа, Елизавета — Иоанна Крестителя. Дева Мария пришла к Елизавете из Назарета аккурат после Благовещения.
Если идти по тексту писания, то Мастер MS (как, впрочем, и тот же ван дер Гус, благодаря которому мой мозг достал из чертог памяти этого замечательного венгра) не точно соответствует Евангелию — Мария и Елизавета встречаются на цветочном лугу, а должны были бы в доме Захарии, в котором, если верить апостолу Луке, она проживет почти три месяца (Захария — муж Елисаветы и отец Иоанна Крестителя соответственно).
Конечно, цветочная полянка много симпатичнее средневекового жилища, но дело не только в это. Как всегда 😂
Пейзаж этот не кажется вам несколько странным? Непропорционально большие цветы, например.
Это ирис, земляника и пионы — символы Страстей Христовых и материнской боли Марии, которая уже знает об участи своего сына.
У ириса, кстати, корни на поверхности — примета грядущего утешения Марии, ибо все-таки сын ее станет Спасителем рода человеческого (из корней ириса в средние века готовили лекарства и бальзамы).
За спиной Марии скалы и скрюченные, корявые ветви деревьев — это тоже про будущие страдания Иисуса Христа.
Такая "говорящая" природа.
Почему?
Потому что, то было время нового благочестия и пантеизма — природа как отражение божественного порядка, когда Бог и природа едины, когда изображая природу, изображается Творец, когда религиозное благоговение открывается через природные формы.
За спиной Елизаветы (как утверждают исследователи она написана с жены одного из заказчиков полиптиха, старейшины церкви) нет уже никакого символизма, только реальность. Та самая, в которую так страстно и жадно всматриваются художники эпохи Возрождения: дом на горе, мастерская по выделке кожи, крепость, похожая на замок Шелмецбаньи, спешащие на ярмарку торговцы и идущий в город по мосту артист с медведем.
Когда и почему полиптих разобрали неизвестно. Есть версия, что делалось это в спешке из-за приближающейся турецкой угрозы (Османская империя напала на Венгрию в 1521 году и с 1526 года до 1686 многие венгерские земли вошли в состав Османской империи).
А потом события развивались в лучших традициях кинематографа: до конца 19 века про работу эту никто знать не знал и видеть не видывал, а потом, в самом конце столетия ее нашли на чердаке церкви деревни Топатак (сейчас — Бански-Студенец, Словакия), в пяти километрах от Шелмецбаньи (та самая крепость за спиной Елизаветы).
Плотник, нашедший картину, конечно присвоил ее себе и заложил в ломбард, откуда в 1902 году ее уже выкупила Венгерская национальная галерея.
И да, работа действительно сильно напоминает Дюрера — считается, что художники какое-то время могли работать в одной мастерской.