После ночи путешествия)», Адольф Менцель1851 г. Бумага, гуашь и акварель. Размер: 27,3 х 33 см. Частная коллекция
Немецкий художник Adolph Friedrich Erdmann von Menzel (1815-1905) обладал фанатичной приверженностью реалистичному изображению. За долгие годы жизни Менцель побывал в Австрии, ездил по Рейну, Дунаю, был на Балтийском море, в Голландии, Италии, объехал всю Германию. Путешествия служили ему источником сюжетов для рисунков, жанровых полотен, пастелей. К этим жизненныме работам, отличающимся особой поэтичностью и романтизмом, можно с отнести акварель Im Eisenbahncoupé (Nach Durchfahrener Nacht)
Перед нами купе в вагоне первого класса с массивными креслами и высокими спинками. Они обиты мягкой ворсистой тканью наподобие велюра. Несмотря на их удобство, женщина-пассажир выглядит изможденной, и мы, пожалуй, можем догадаться — почему. За окнами ранний рассвет, и за ночь эта ссутулившаяся бедняжка наверняка не сомкнула глаз. К трудностям многочасового сидения в одной позе прибавилось довольно тягостное соседство. Ее весьма колоритный попутчик, скорее всего, очень громко храпит.
В XIX веке удобство железнодорожных поездок было на уровень ниже современного. Но и тогда в зависимости от принадлежности к тому или иному сословию и наличия денежных средств, комфорт одних пассажиров мог существенно отличаться от комфорта других. Аристократия могла позволить себе путешествовать первым или вторым классом, другие довольствовались скромными условиями третьего.