Были у нее такие слабости. А еще — гулять по площади Сан-Марко в Венеции полуобнаженной в компании двух гепардов на бриллиантовых поводках и с живой змеей на шее вместо украшений, или разгуливать там же в плаще с алым парчовым капюшоном от Мариано Фортуни на золотых туфлях с перламутровыми каблуками, держа на поводках двух борзых с ошейниками из бирюзы и бриллиантов, частенько в сопровождении темнокожего слуги (в первом случае нубиец освещал каждый ее шаг свечой в золотом подсвечнике, во втором — следовал за ней с опахалом).
Нет, нет. Это не Леди Гага, а ЛУИЗА КАЗАТИ, которая купила особняк Гранд-Канале (тот самый, где сейчас находится музей соврика Пегги Гугенхайм), заказывала платья по эскизам Льва Бакста, шила наряды у Поля Пуаре, красила волосы в огненно-медный оттенок и капала в глаза белладонну, чтобы добиться эффекта расширенного зрачка и придать им блеск.
Она вообще любила выглядеть как та барышня с опиумной вечеринки (да и опиум тоже любила) — пользовалась только белой пудрой, добиваясь мертвенной бледности лица, на фоне которого горели изумрудным огнем глаза, обведенные угольно-черными кругами (круги начинались от самых бровей и доходили до резко обозначенных скул), а обрамляли всю эту феерию шестисантиметровые ресницы из конского волоса, алая помада и наклеенные под нижние веки полоски черного бархата.
Луиза Амман родилась в Милане в январе 1881 года. Она была дочерью богатого итальянского хлопкоторговца, графа Аммана, которого король Умберто I наградил титулом графа за вклад в развитие текстильной промышленности. Луиза и ее старшая сестра Франческа обучались дома у лучших гувернеров и горя не знали. Однако в 1894 году скончалась их мать, а вслед за ней ушел из жизни отец. 15-летняя Луиза и ее 16-летняя сестра остались сиротами — и наследницами миллионного состояния.
Казати рано вышла замуж, рано родила дочь Кристину, которую назвала в честь Кристины Тривульцио — княгини Бельджойзо, занимавшейся черной магией, рано завела себе любовника.
Им, кстати, стал поэт Габриэль Д`Аннуцио, которого Казати сравнивала со сваренным вкрутую яйцом, установленным в подставку от Фаберже. Потом еще одного любовника, и еще… Маринетти, Робер де Монтескью, Жан Кокто, но связь с Д`Аннуцио вопреки всему длилась до самой его смерти.
Есть люди, которые умеют жить красиво — искусство жить жизнь. Такой была она — Луиза Адель Роза Мария Амман (Luisa Adele Rosa Maria Amman), которая хотела стать живым произведением искусства и стала им.
Она мастерски и с особым шиком проматывала свое огромное состояние, а ее настоящей страстью были балы, попасть на которые стремился каждый уважающий себя аристократ или представитель богемы. Балы эти наша экстравагантная дамочка устраивала не где-то там, в роскошном доме, где море венецианских зеркал и золота, а на площади Сан-Марко. Почему бы и нет, собственно.
Здесь, на площади Сан-Марко, она встречала сливки европейской аристократии так многолико, как только это возможно: в костюме Арлекина, дрессировщицы с попугаем на одном плече и мартышкой на другом, персидской принцессы, в образе Сары Бернар, медузы Горгоны, Клеопатры, графа Калиостро или просто в шубе на обнаженное тело.
Но и это еще не все — всю площадь покрывали персидскими коврами, чтобы Казати могла эффектно пройтись по ней босиком. Вот это я понимаю уровень.
Она стала лицом эпохи, иконой стиля, эпатажа и шок-контента, ибо в 1913 году совершила каминг-аут, признав свою бисексуальность.
Она восхищала художников и поэтов которые с особой страстью хотели ее написать, и даже превратила отдельный павильон своего особняка, построенного из красного мрамора, в портретную галерею имени себя (более 130 изображений). В гостиной этого дома вокруг богато украшенного обеденного стола сидели причудливые восковые фигуры — во время ужинов при свечах Казати сидела рядом с восковой копией себя, сбивая с толку своих гостей относительно того, какая фигура настоящая.
Джованни Больдини "Портрет Луизы Казати", 1908. Рейксмузеум, Амстердам.
Фото Луизы Казати.Джованни Больдини "Портрет Луизы Казати", 1908. Рейксмузеум, Амстердам.
Фото Луизы Казати.
Дружбой с ней гордились Сергей Дягилев и пианист Артур Рубинштейн, балерина Анна Павлова и модельер Эльза Скьяпарелли, ее снимал Ман Рей и Сесил Битон, писали Бакст, Пикассо, Больдини, Кес ван Донген…
Лев Бакст. Один из 40-ка эскизов костюмов для Луизы.Лев Бакст. Один из 40-ка эскизов костюмов для Луизы.
"Одно из имен греческой богини Персефоны — Кора. Согласно легенде, после похищения Аидом эта непорочная дева стала богиней подземного царства. Д'Аннунцио увлекался мифологией, а его новая избранница обожала метаморфозы, поэтому нет ничего удивительного в том, что Луизе было присвоено это легендарное имя. В Древней Греции словом "кОра" называли еще и статую девушки с манящей, загадочной улыбкой. Назвав Луизу Корой, Д'Аннунцио тем самым как бы подчеркивал, что нашел в ней современное воплощение мифа и произведение искусства."
(из книги "Неистовая маркиза: жизнь и легенда Луизы Казати", авторы: Скот Д. Райерссон, Майкл Орландо Яккарино / в 2006 году вышла на русском языке в издательстве "Слово/Slovo" с многочисленными иллюстрациями).
Джованни Больдини "Дама в желтой шляпе со своей собакой (Луиза Казати)", конец 1900-х. Частная коллекция.Джованни Больдини "Дама в желтой шляпе со своей собакой (Луиза Казати)", конец 1900-х. Частная коллекция.
Ее яркая жизнь закончилась феерично, ибо балы не всегда проходят по плану (например, может начаться страшная гроза и как итог — мокрая вакханалия париков, кринолинов и размытого по лицам грима), да и деньги имеют такую неприятную особенность заканчиваться. Но это уже другая история, какая-то уж больно прозаичная и совсем неудивительная.