В 1950-е годы он был в пятерке самых известных селебрити Франции.

В 1950-е годы он был в пятерке самых известных селебрити Франции.

В 1950-е годы он был в пятерке самых известных селебрити Франции вместе с Ив Сен-Лораном, Франсуазой Саган, Бриджит Бардо и Роже Вадимом. Его работы собирали Хичкок, Диор, Софи Лорен и Кирк Дуглас, а через десять лет о нем забыли.

Но вспомнили в Японии, где в 1973 году открывается музей, посвященный только ему.

БЕРНАР БЮФФЕ стал настоящим художественным феноменом послевоенной Франции (родился в 1928 году, в Париже, юность его прошла в оккупированном нацистами городе с комендантским часом и острым дефицитом самого необходимого).

В 1950-е годы он был в пятерке самых известных селебрити Франции.

В 1950-е годы он был в пятерке самых известных селебрити Франции.

В 1950-е годы он был в пятерке самых известных селебрити Франции.

Он приобрел статус легенды благодаря очень раннему и головокружительному успеху, в том числе коммерческому: галереи и коллекционеры неистово скупали его работы (в 16 лет он поступил в Академию, в 20 лет стал вторым Пикассо, купил замок, ибо стоимость его полотен превышала ценник дома для среднего класса, и вообще тотально производил фурор).

В 1950-е годы он был в пятерке самых известных селебрити Франции.

Бюффе с женой возле своего замкаБюффе с женой возле своего замка

В 1950-е годы он был в пятерке самых известных селебрити Франции.

Например, на Венецианской Биеннале 1956 года его работам предоставили отдельный павильон, также отдельный зал для экспозиции дал Музей Ватикана, в 1958 году его пригласили в жюри Каннского кинофестиваля, а на одной из его выставок произошла настоящая бомба — на открытие пришли 8 000 человек и в городе остановилось движение (на минуточку, Бюффе не было еще и 30-ти лет).

Более того, пуританским образом жизни он тоже не отличался — восемь лет художника связывали близкие отношения с промышленником Пьером Берже, который в будущем стал одним из основателей модного дома Yves Saint Laurent (нет, нет, он был не чистый гомосексуал — в 1959 году женился на писательнице Аннабель Швоб, ставшей главной музой и, в общем-то, большой любовью художника).

В 1950-е годы он был в пятерке самых известных селебрити Франции.

Портрет жены.Портрет жены.

На заре своего взлета Бюффе стал участником объединения L’Homme-Tеmoin (вместе с Бернаром Лоржу, Андре Мино и др). Они противопоставляли себя беспредметному искусству и ташизму. И последовательно настаивали на фигуративности.

Направление это называют МИЗЕРАБИЛИЗМОМ (от фр. miserable — несчастный), которое иногда рассматривают как живописный аналог философии экзистенциализма (понимая этот термин, впрочем, довольно широко, так как в творчестве Бюффе сложно усмотреть важнейшую для Сартра проблему свободы и ответственности).

В 1950-е годы он был в пятерке самых известных селебрити Франции.

АвтопортретАвтопортрет

В 1950-е годы он был в пятерке самых известных селебрити Франции.

В 1950-е годы он был в пятерке самых известных селебрити Франции.

В 1950-е годы он был в пятерке самых известных селебрити Франции.

Тут будет много одиночества, удрученности, пустоты, драмы. Никакого веселья, только уязвимость и обреченность (после Второй Мировой войны вообще сложно было веселиться).

У нас в Петербурге, в Главном Штабе, висит очень показательная для творчества Бюффе работа — "В рыбной лавке" (1951).

В 1950-е годы он был в пятерке самых известных селебрити Франции.

В 1950-е годы он был в пятерке самых известных селебрити Франции.

Неестественно вытянутая фигура с удлиненным лицом землистого цвета, черный жирный контур, колючие линии-штрихи, будто нацарапанные карандашом или углем.

Пол человека в рыбной лавке неопределим, хотя имеется и другой вариант без шляпы — более длинные волосы и отсутствие кадыка говорят о том, что перед нами, скорее всего, женщина. Но она на том, другом варианте. Здесь же чистый андрогин.

В 1950-е годы он был в пятерке самых известных селебрити Франции.

Второй вариант.Второй вариант.

В 1950-е годы он был в пятерке самых известных селебрити Франции.

Андрогинность вообще характерна для образов Бюффе, а также его тяга к чрезмерности, преувеличению, театрализации, искусственности и цитированию. Есть здесь и Мане — усталый и апатичный взгляд официантки из "Бара в Фоли-Бержер" перекликается с настроением персонажа из рыбной лавки; и Дерен со своей вытянутостью, готичностью.

Но первым и неизбежным на ум приходит "Рыбная лавка" Франса Снейдерса (между 1618 и 1621). Фламандский художник Золотого века воспевает изобилие безупречных даров природы, силу, полноту и красоту жизни. На прилавке в изобилии разложены морские и речные яства: угри и осетры, крабы, каракатицы, черепахи, тюлень, морской петух, атлантический лосось, семга. Кажется, что им просто не хватает места на картине.

В 1950-е годы он был в пятерке самых известных селебрити Франции.

У Бюффе никакой роскоши и полноты жизни. Только пустота — большая часть композиции отведена именно ей и она есть главный герой картины.

В 1950-е годы он был в пятерке самых известных селебрити Франции.

Немногочисленные рыбы (вероятно, скумбрии) лежат в ящиках, похожих на гробы. Висящий на крюке скат отсылает к мотиву Распятия, а весы — к Страшному суду, с воспоминаниями о взвешивании сердца на суде Осириса. Предметы почти не соприкасаются друг с другом, во всем царит аскетизм и скудость (искусствоведы обзывают такой подход словом "нехватка" (dearth)).

В 1950-е годы он был в пятерке самых известных селебрити Франции.

У Бюффе вообще неизменно всегда во всех вещах мира, в том числе и в человеческих существах, заложен явный ущерб, изъян, несовершенство. Это сломанная войной реальность, хромая, травмированная, искалеченная, сросшаяся криво, не правильно и в этой не правильности вынужденная существовать.

В статье "Тайна Бюффе" (1957) Кеннет Корнелл пишет: "Овощи и фрукты у Бюффе не наводят на мысли о щедрой природе, которая делится с нами изобилием своих даров, скорее они говорят: "Это все, что есть. Больше нет ничего"".

В 1950-е годы он был в пятерке самых известных селебрити Франции.

В 1950-е годы он был в пятерке самых известных селебрити Франции.

В 1950-е годы он был в пятерке самых известных селебрити Франции.

В 1950-е годы он был в пятерке самых известных селебрити Франции.

В 1970-х о Бернаре Бюффе забыли — он просто вышел из моды (банально и прозаично). В последние годы жизни он страдал болезнью Паркинсона и когда осознал, что не сможет больше работать, покончил с собой. Ему был 71 год и его нашли с пакетом на голове, приклеенным скотчем.

А вообще, он любил насекомых, животных и птиц, которых часто писал. И бывал в Петербурге, создав небольшую серию работ с видами нашего города.

В 1950-е годы он был в пятерке самых известных селебрити Франции.

В 1950-е годы он был в пятерке самых известных селебрити Франции.

В 1950-е годы он был в пятерке самых известных селебрити Франции.

В 1950-е годы он был в пятерке самых известных селебрити Франции.

В 1950-е годы он был в пятерке самых известных селебрити Франции.

В 1950-е годы он был в пятерке самых известных селебрити Франции.

В 1950-е годы он был в пятерке самых известных селебрити Франции.

В 1950-е годы он был в пятерке самых известных селебрити Франции.

АвтопортретАвтопортрет

источник

Ваш комментарий