В 1923 году у репортеров было не так много громких тем для обсуждения.

В 1923 году у репортеров было не так много громких тем для обсуждения.

Лето выдалось настолько скупым на новости, что история о фермере, вырастившем крыжов­ник размером с яблоню, попала на первые полосы ведущих изданий.

Поэтому смерть одного из главных героев, причастных к раскрытию гробницы Тутанхамона, всколыхнула весь мир — ПРОКЛЯТИЕ ФАРАОНОВ И МУМИИ.

Сегодня в меню не сказки на ночь, а сказки на утро (необходимо подтверждать статус неправильного блогера 😂).

Итак, 5 апреля 1923 года. В каирском "Континенталь-Савое" умирает Джордж Карнарвон — британский аристократ и любитель-египтолог, финансировавший раскопки археолога Говарда Картера в Долине царей. Вообще-то это было несчастное стечении обстоятельств: укус комара и последовавший за ним неаккуратный жест бритвой, а дальше заражение крови, пневмония и смерть, та самая, которая вызвала настоящую панику всего каирского бомонда и породило ту самую легенду, которую так охотно позже капитализировали писатели-фантасты и киноиндустрия Голливуда.

Еще бы, один из главных героев уникального открытия в Долине царей погибает в 56 лет (гробница Тутанхамона сохранилась практически в первозданном виде — в отличие от многих других усыпальниц Древнего Египта, разграбленных в XIX веке, в гостях у Тутанхамона побывали только древнеегипетские воры, оставившие после себя немало ценного; такой двойной приз).

Да и история открытия подливала масла в огонь. Говард Картер, финансируемый Карнар­воном, 7 лет перекапывал вдоль и поперек Долину царей в поисках гробницы. И только в ноябре 1922 года, когда Карнарвон уже собирался прекратить финансирование, обнаружил ее.

Вообще-то вакханалия началась аккурат сразу, как прогремела новость о сенсации — один корреспондент, некий Артур Вейгалл, освещавший историю с самого начала, сообщил миру о том, что птичку Картера вскоре после открытия гробницы съела кобра (символ власти фараона), а пес Карнарвона неожиданно погиб в это же время в его родовом поместье Хайклер.

Когда мир узнал о кончине Карнарвона, проклятие гробницы стало реальностью.

Так, когда умирал кто-нибудь хоть как-то связанный с гробницей, смерть его сразу же мистифицировали. Получился целый список "жертв" проклятия, который варьируется от 22 до 36 человек (не вразумили мир и данные, опубликованные в The British Medical Journal, согласно которым средний возраст умерших составлял 70 лет; кстати, по иронии судьбы, смерть журналиста Вейгалла в 1934 году, того, кто про птичку Картера написал, также занесли в число жертв гробницы).

Чтобы вы понимали — НИ ПРИ ВХОДЕ В ГРОБНИЦУ, НИ В ПОГРЕБАЛЬНОЙ КОМНАТЕ НЕ БЫЛО НАЙДЕНО НИКАКИХ ПОСЛАНИЙ С ПРОКЛЯТИЯМИ ИЛИ ХОТЬ СКОЛЬКО-НИБУДЬ ПОХОЖИМИ НА ПРОКЛЯТИЯ ПОСЛАНИЯМИ.

Вся эта вакханалия абсолютно рукотворная — журналистская жажда эксклюзива и шумихи, которые создали настоящую "Тутманию".

Почему люди так легко в этот бред поверили? Потому что почва была подготовлена еще Наполеоном, когда 21 июля 1798 года французские боевые отряды в тени великих прирамид Гизы (свидетельства величия Древнего царства) встретились с армией мамлюков.

И хотя египетская кампания закончилась для Бонапарта поражением при Абукире, торжеством британского флота и лично адмирала Нельсона, авантюра Наполеона имела успех — на берега Нила вместе с ним отправились не только солдаты, но и целая армия лучших французских ученых (167 человек), которые основали на месте древнейшей цивилизации главную научную институцию тех времен по изучению Египта. Именно благодаря публикациям этих ребят Европа и мир узнали историю Др.Египта и, как следствие, породили ориенталистский фольклор.

Началась страстная атака на египетские древности, хотя, лучше и правильнее сказать — вандализм, ибо раскапывали все и везде, никаких инструкций, бережного обращения и прочей "ерундистики". Обелиски, изящные статуи богов и фараонов, погребальные и ритуальные предметы увозили из Египта кораблями (пункты назначения — Париж и Лондон, который после победы в Абукире получил немало французских трофеев, в том числе знаменитый Розеттский камень).

Ценности эти, вандальным способом извлеченные из недр песка, не успев появиться на рынке, сразу же оказывались в частных коллекциях богатых аристократов Лондона и Парижа.

А потом началась веселуха. Главным светским развлечением той поры стало… барабанная дробь… РАЗВОРАЧИВАНИЕ МУМИЙ, привезенных из Египта.🔥😂

За техническую часть представления отвечали настоящие хирурги. Главным специалистом в этой области считался Томас Петтигрю (всем любителям поттеромании посвещается) по кличке Мумия. За всю свою яркую карьеру Петтигрю публично развернул более 30 мумий.

Дальше больше. Архитектор Английского банка сэр Джон Соу нашел прекрасный повод пить три дня подряд — в обход Британского музея он выкупил за 2000 фунтов алебастровый саркофаг Сети I (мумия была найдена только в 1881 году) и закатил пирушку по случаю покупки: три вечера подряд в комнате, обставленной для пущего эффекта масляными лампами, представители лондонского истеблишмента поднимали бокалы за Сети I.

Тут вот что важно — практически все знания о Древнем Египте, которыми располагали ученые и обыватели той поры, были связаны с темой смерти: из устройства усыпальниц и пирамид они узнавали о загробном мире египтян, храмы рассказывали о богах и мифологии. О жизни и быте обычных людей было известно очень мало, практически ничего. Историческое знание о Др.Египте ограничивалось только фараонами и их жрецами.

Итог: мистификации.

Кстати, египетская символика быстро стала неотъемлемой частью викторианского кладбищенского пейзажа.

Развлечения по разворачиванию мумий и тосты за Сети I довольно скоро переросли в страхи. Так появилась литературная египетская готика — первым автором в этом жанре была Джейн Уэбб-Лудон, которая под впечатлением от лондонской египтомании и романа Мэри Шелли "Франкенштейн", написала в 1827 году готический хоррор "Мумия!".

В общем, чем активнее европейцы вмешивались в дела Египта, тем чаще в прессе и литературе возникала тема зловещих египетских мумий, от которых нет спасения. В Англии эти представления даже перекочевали в контекст английского особняка, что совсем не удивительно, ведь англичане, побывавшие в Египте, часто привозили древние артефакты к себе домой, в домашние музеи.

На заре века ХХ-го, когда археологи совершают потрясающие находки в Фиванском некрополе, рассказы о смертоносных мумиях из литературного жанра постепенно переходят в разряд народных суеверий, и, наоборот, суеверия обогащают литературу (Ричард Марш "Скарабей", Гай Бутби "Фарос-египтянин" и т.д).

А в Британском музее на протяжении нескольких лет разворачивалась настоящая драма с саркофагом под непримечательным серийным номером ЕА 22542.

1889 год — Британский музей получает от частного коллекционера саркофаг, принадлежащий, по мнению египтолога Уоллиса Баджа, состоятельной женщине — жрице Амон-Ра, предположительно XXI или XXII династии. Чего только об этом саркофаге не навыдумывали! Например, что купивший ее в Египте британец прострелил себе руку, после чего подарил мумию своей знакомой, от которой в скором времени ушел жених, потом — заболела и умерла мать, а вскоре и сама она слегла.

На минуточку: САРКОФАГ БЫЛ ПУСТЫМ, т.е. мумии там никакой не было.

Но для людей была и они о ней упорно говорили, и даже придумали ей кличку: "несчастливая мумия", которая, само собой, проклинала всех и вся. Например, написавшего о ней журналиста Бертрама Флетчера Робинсона, который умер через три года после публикации в возрасте 36 лет, понятное дело, став жертвой проклятия (близкий друг Робинсона небезызвестный Артур Конан Дойл был тем первым, кто сразу же заявил, что Бертрам стал жертвой мумии).

К слову о Дойле. Из под его пера вышли несколько рассказов в жанре египетской готики: "Кольцо Тота", в котором египтолог, заснувший за работой в Лувре, обнаруживает себя взаперти с мумиями и почти бессмертным жрецом Осириса Сосрой; "Лот номер 249", где мумия нападает на студентов Оксфорда (действует она по указке одного из учащихся).

Да, вы знали, что этот саркофаг был на том самом "Титанике"? Догадываетесь, чьих рук дело гибель лайнера😂

То был слух о том, что Британский музей, желая избавиться от мумии, отправил ее в дар Метрополитену.

Все, конечно, было совсем не так и никакого саркофага с "несчастливой мумией" на "Титанике" в 1912 году не было — экспонат тогда не покидал здание на Грейт-Расселл-стрит, где стоит и поныне, в зале № 62.

Поэтому, когда в 1923 году в прессе стали вещать причуды экспедиции Картера и сообщать о том, что причастные к раскопкам гробницы Тутанхамона один за другим умирают, мир всколыхнулся и породил ту самую "Тутманию", которая не обошла стороной и киноиндустрию.

Так, в 1932 году вышел фильм "Мумия", в главной роли — легенда ужасов Борис Карлофф. А в 1999 году сняли ремейк, который перерос в трилогию — набор сомнительных представлений о Древнем Египте продолжает жить в поп-культуре до сих пор.

источник

Ваш комментарий