1945 г. Холст, масло. Размер: 168 Х 118 см. Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул
Мотив пути-дороги можно обнаружить на нескольких картинах Юрия Пименова. К их числу относятся «Яблони в дождь», «Железнодорожная станция», а также представленное сегодня полотно «Украшение колонны. Капитель».
Можно представить, что красное полотно, которым девушки драпируют колонну, словно дорога, вьется и стремится к горизонту, уходя в перспективе вверх, что метафорически прочитывается как движение к новой жизни и светлому будущему, преодоление военных тягот. Взор зрителя с первого взгляда на картину захватывает красная ткань и прокладывает ему путь через все полотно, делая акцент на выразительно переданные фигуры девушек.
Можно отметить одну общую черту в искусстве Ю.И. Пименова – как правило, произведения всегда одухотворены присутствием человека, а иногда оно настолько значительно, что работа перерастает рамки, например, пейзажного жанра и обретает ярко выраженный сюжетный характер. Это можно видеть в картине «Украшение колонны. Капитель», здесь очевидно главными героями являются девушки. В картине «Железнодорожная станция» люди играют важную содержательную роль (две пары – провожающие поезд женщина с девочкой, переданные со спины, и женщина с мальчиком, держащим кошку, смотрящие на зрителя), как зеркальное отражение друг друга, эти две пары эмоционально усиливают друг друга и вводят в композицию элемент новеллы.
Парность как усиливающий композиционный прием художник использует и в картине «Украшение колонны. Капитель». Здесь тоже изображена пара – две девушки. Другое время и совсем другие эмоции, другие позы, легкие и изящные в своей простоте. Женщины на полотнах Пименова послевоенных лет красят, строят, шьют, водят машины, выходят замуж, они живут! Они создают новую жизнь, они прокладывают дорогу в счастливое будущее.
Казалось бы, в пейзаже «Яблони в дождь» человек прямо не показан. Лишь идущий поезд и предполагаемые ракеты у орудий говорят о его присутствии. Но прием метафоры, который часто применял художник, позволяет связать изображения молодых цветущих яблонь с юными людьми, полными сил и надежд. Ветви в цвету находятся в центре композиции, выведены автором на передний план, что подчеркивает их значимость.
Говоря о цветовой гамме полотен, нельзя не обратить внимание на соответствие палитры обстановке периода, в который они были созданы. В серо-голубых, темно-коричневых, туманных, тяжелых красках выполнена картина «Железнодорожная станция», здесь ощутимо передается предвоенная ситуация. «Яблони в дождь» с цветом молодой промокшей листвы, светло-зеленой, бирюзово-болотной, а на ее фоне – белеными, голубыми цветами, как глоток свежего воздуха среди многоцветной земли с песчано-желтыми плешами, символически передают кроткие ростки надежды среди пасмурных будней войны. Картина «Украшение колонны. Капитель» построена на контрасте светлой и теневой стороны вертикали колонны. Глубокий синий цвет тени поддерживается оттенками комбинезона девушки, твердо стоящей на строительных лесах, изображенных у нижнего среза картины. Бирюзово-голубое пространство города переходит в легкое бледно-васильковое небо, покрытое ватными белыми облаками. Светлые, прозрачные цвета преобладают над темными и плотными цветовыми пятнами. Различные оттенки алой ткани придают картине мажорный характер.
Три полотна, разные по сюжету, композиции и выразительности, объединены мастерством художника и его манерой отображать на холсте не только застывший момент, но и интонацию времени.