1857–1860 гг. Метрополитен музей, США
Jean-Baptiste Carpeaux считается продолжателем традиций французского скульптора-романтика 1830-х годов Франсуа Руде, который когда-то был его наставником.
Знаменитая скульптурная композиция, изображающая свергнутого и заточенного в темницу правителя Пизы, готового обглодать от голода свои пальцы, была выставлена в 1863 году в парижском Салоне. Работа вызвала повышенное внимание и ожесточенную критику. Карпо упрекали в неуважении к академическим стандартам, согласно которым скульптура не может быть столь «многолюдной», упрекали в выборе спорного с точки зрения многих персонажа.Но скульптор не реагировал на критику, тем более что монархам его работа пришлась по вкусу. «Я хотел передать самые жестокие страсти и объединить их с самой мягкой нежностью», — напишет Карпо своему другу.
Уголино делла Герардеска глава гвельфской партии в Пизе. Он возглавлял битву около острова Мелория, где командовал большей частью пизанского флота. И с позором проиграл. В городе поговаривали, что граф Уголино бежал с поля боя сознательно, надеясь захватить власть в ослабленном городе. Тем самым он предал свою родину. Граф Уголино был сторонником гвельфов, а весь город традиционно придерживался гиббелинской ориентации.
Уголино захватил власть в городе и ценой территориальных уступок добился мира с врагами Пизы: Флоренцией и Генуей. В Пизе граф установил режим жестокой тирании, изменил конституцию города, ослабив влияние гиббелинской знати, и решительно возражал против возврата пленных из Генуи. Такая политика не добавляла грфу Уголино симпатий в глазах сограждан.
30 июня 1288 года в Пизе вспыхнуло восстание, окончившееся тем, что 1 июля были захвачены сам Уголино, два его младших сына (Гардо и Угоччоне) и два младших внука (Нино, по прозвищу Бригата, и Ансельмуччо), дети его старшего сына Гвельфо. Все их в марте следующего года заточили (замуровали) в башню семьи Гуалланди (Torre dei Gualandi).
Ключи от неё были брошены в Арно. Он скончался спустя два месяца в страшных мучениях. Башня позже получила прозвание Голодной (Torre della fame). Самым знаменитым колоколом Пизанской башни считается «Паскуаречча» (Pasquareccia), возвестивший о смерти графа Уголино.
Данте в своей поэме вспомнил и о предательстве графа Уголино, и о его страшной голодной смерти.
Карпо показывает Уголино в тот момент, когда он задумывается о каннибализме. Работа символизирует повышенное физическое и эмоциональное состояние в романтическом стиле. Поклонники творчества скульптора отмечали смелость и энергию, а также виртуозную технику, достойную Микеланджело.