1879г. Третьяковская Галерея Москва
Полное название картины: «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году». Она трактуется художником как драма личности. Главная интересующая его задача — раскрыть трагические переживания свергнутой и заточенной царевны, ее страшный гнев и лютую, бессильную ненависть. В историческом образе царевны Репин стремится передать общечеловеческие чувства в наиболее ярком и монументальном их выражении.
1879г. Холст, масло. Размер: 204,5 x 147,7 см. Третьяковская Галерея Москва
Картина, полное название которой «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году» стала первой работой Ильи Репина по исторической тематике. Она трактуется художником как драма личности. Главная интересующая его задача — раскрыть трагические переживания свергнутой и заточенной царевны, ее страшный гнев и лютую, бессильную ненависть. В историческом образе царевны Репин стремится передать общечеловеческие чувства в наиболее ярком и монументальном их выражении.
Репина увлекает преимущественно экспрессия открытого проявления чувств. С большой силой выразительности изображает он гневное лицо царевны Софьи Алексеевны с нахмуренными бровями, широко раскрытыми глазами, раздувающимися ноздрями и плотно сжатыми губами. Судорожно скрещены на груди руки, и вся ее словно застывшая фигура выражает скованную силу и энергию. Облик царевны Софьи Алексеевны внушает страх, что подчеркнуто художником в изображении забившейся в глубину испуганной девочки-послушницы.
Композиция картины лаконична. В ней господствует одна фигура царевны, а все остальное — не только обстановка, но и голова повешенного стрельца в окне (по приказу Петра I перед окнами кельи Софьи были повешены её сторонники — участники восстания стрельцов. Произошло это в 1689 году, а не в 1698, как Репин указал в названии полотна), и фигурка монашенки — все это лишь играющие подсобную роль детали.
Они нужны для того, чтобы сделать изображение сюжетной картиной, а не просто своего рода монументальным портретом. Репин несколько сдвигает фигуру царевны Софьи Алексеевны от центра и делает ее в небольшом повороте. Неглубокий интерьер палаты, изображенной с угла, выгодно выделяет фигуру царевны Софьи Алексеевны придает ей крупный масштаб.
Картина написана в темпераментной и сочной живописной манере. Ее цветовая гамма построена на контрасте и переходах холодных серебристых тонов парчового платья царевны, натюрморта на столе, света в окне и теплых темных стен интерьера, красного ковра на полу, света свечей в арке, в глубине. Это сочетание двух тональностей должно служить передаче душевного смятения и одиночества царевны. Любопытная деталь: пятна от восковых свечей на сукне, Обтягивающем пол. Этой тонко подмеченной деталью Репин придает бытовую убедительность изображению. В ее передаче сказывается репинская любовь и внимание ко всему в картине, длительное вынашивание ее и стремление к законченности, завершенности.
Софья Алексеевна
Дочь царя Алексея Михайловича. При своих младших братьях Иване и Петре была регентом в течение 7 лет — с 1682-го по 1689-й.
Вольтер говорил о ней: «Она имела много ума, сочиняла стихи, писала и говорила хорошо, с приятной наружностью соединяла множество талантов; они были омрачены только её честолюбием».
После подавления бунта в том же году Софья была пострижена в монахини и заточена в монастырь. Там она находилась под стражей — молодой царь опасался реакции. Позже в монастырь были заточены её сёстры.)
Софья была грамотной женщиной, а для своего времени и вовсе на уровне ученого. Она знала польский, латинский, даже стихи писала. Определить, что за книга на столе, практически невозможно. Предположительно, это «Жития святых», видимо, раскрытые на странице о Борисе и Глебе.