1888г. Холст, масло. Размер: 76.5×110 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Талантливый живописец увлеченно изображал украинскую культуру. Николай Пимоненко писал не конкретных людей, а некий тип украинского крестьянского хозяйства конца XIX века, обычаи, традиции и быт. Святки считались неким продолжением Рождества, но зимой-то свадьбу не сыграешь – холодно. Гадания проводились в доме, где собирались только девушки. Продолжалось всё недолго, сразу после окончания процесса гадания девушки принимались за различную работу – пряли пряжу, перебирали ягоды или подшивали что-то из одежды. Именно, во время таких занятий начинались песнопения.
Не обходилось и без растопленного самовара и душевного чаевничества. К этому времени сходились и парни, они вместе пили чай, рассказывали всякие истории и байки. Угощали друг друга различными вкусностями – хлебцами, самодельными пряниками или кусковым сахаром.
От гадания зависело и исполнение желаний, и судьба на ближайший год. Как видим, гадание на святки уже в то время не было чем – то диковинным, а установленной традицией, имеющей свои корни. Доказательством этого является еще один шедевр Пимоненко, ставший мировым достоянием.
Крестьянки на его картине «Святочное гадание» одеты в праздничные наряды. Чаще всего гадание происходило вечером, когда можно было отчетливо рассмотреть тень, создававшую восковое застывшее пятно. Получалось это путем капания горячего воска в чашку с холодной водой. Девушки очень пристально вглядывались в тень, чтобы хорошо рассмотреть профиль суженого. Именно этот момент и изобразил художник на своей картине. Девушки весело рассматривают профиль, а вдруг увидят кого-то или что-то знакомое.
Известно, что чаще всего, после сбора урожая, справлялись свадьбы, ведь становилось меньше работы. Также в это время людям хотелось отдохнуть и развлечься. В те времена свадьбы организовывались с воодушевлением и праздновались очень пышно, с несколько меньшим размахом отмечались зимние праздники.