1916 г. Холст, масло. Размер: 88,5 см × 71 см. Частная коллекция.
Самое дорогое произведение русского искусства.
Казимир Северинович Малевич в начале ХХ века стал основоположником одного из его направлений — супрематизма. Новое и такое незнакомое слово означало совершенство, превосходство, доминирование над всем земным и осязаемым. Картины Малевича стали глотком свежего воздуха в искусстве, а вся их суть являла собой противопоставление натурализму в живописи. Основополагающими элементами полотен стали геометрические фигуры ярких цветов, изображенные в различных комбинациях и направлениях. Геометрика на картинах супремистов не просто изображение. Она несет в себе глубокий смысл, понятый каждым зрителем по-своему. Одни увидят самобытность и новаторство автора, другие поймут, что обычные вещи на самом деле не так просты, как кажутся.
«Супрематическая композиция» написана художником в 1916 году. Картина представляет собой собрание главных символов нового направления в живописи, геометрических фигур с полоской в диагональной проекции. Прямоугольники разных габаритов и цветов как бы витают в белоснежном пространстве, опровергая все законы статики. Это создает впечатление чего-то неизведанного, чего-то за гранью традиционного понимания о мире. Вполне себе земные осязаемые предметы вдруг представляются в роли символов какого-то нового фантастического знания.
Путь этой картины до наших дней нелегок, но весьма интересен. В 1919—20 годах «Супрематическая композиция» выставлялась в Москве. В 1927 году она побывала на выставках в Варшаве, а позже в Берлине. После срочного отъезда Казимира Малевича в СССР в июне 1927 г. картина была им передана на хранение немецкому архитектору Гуго Герингу. В целом, после выставки Малевич оставил в Берлине в 1927 году более ста своих полотен. Великий мастер рассчитывал вернуться в Европу и продолжить популяризировать идеологию супрематизма. Но снова попасть за рубеж ему так и не удалось. Он оказался, как и многие другие его соотечественники, заложником существующего политического строя в собственной стране. В 1935 году Малевич скончался. У себя на родине он так и остался опальным художником без средств к существованию.
В Германии хранителем работ непревзойденного художника стал именитый архитектор Хуго Хэринг. Он вывез эти полотна из нацистской Германии, где они подлежали уничтожению как «дегенеративное искусство». Часть передал в руки директора музея в Ганновере Александру Дорнеру, который продал несколько полотен куратору Нью-Йоркского музея современного искусства Альфреду Барру. Среди них также оказалась и «Супрематическая композиция» с полоской.
В 1958 году его наследники продали картину музею Стеделик в Амстердаме, за солидную по тем временам сумму в 120 тысяч гульденов.
На протяжении XX века картина неоднократно выставлялась на различных выставках, преимущественно европейских. Амстердамское собрание работ Малевича — крупнейшее за пределами бывшего СССР.
Когда в 2003—2004 гг. музей выставлял полотна Малевича в США, наследники художника оспорили права Геринга (и, соответственно, музея) распоряжаться ими. После 4-летнего судебного разбирательства стороны пришли к мировому соглашению, согласно условиям которого музей уступил наследникам пять значимых картин из своего собрания. После 17 лет судебных споров картина была возвращена наследникам художника.
3 ноября 2008 года на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке картина была продана неизвестному покупателю за 60 002 500 долларов, став одной из самых дорогих картин в истории, написанной русским художником на тот момент.
16 мая 2018 года на аукционе Christie’s в Нью-Йорке была продана за $ 85 812 500. Покупатель остался анонимным. Сделка признана самой дорогой в истории для картин российских художников.