«Старый гитарист». Пабло Пикассо

«Старый гитарист». Пабло Пикассо 1903 г. Холст, масло. Размер: 121,3 x 82,5 см. Чикагский институт искусств В 1898 году Пикассо распрощался с окончательно наскучившей ему Королевской академией

1903 г. Холст, масло. Размер: 121,3 x 82,5 см. Чикагский институт искусств
В 1898 году Пикассо распрощался с окончательно наскучившей ему Королевской академией изящных искусств и вернулся из Мадрида в Барселону. Вот где была настоящая жизнь! Творческая свобода, первые персональные выставки в знаменитом кафе «Четыре кота» и друзья-единомышленники, вместе с которыми можно было как обсуждать искусство, так и отправиться в загул по борделям. Самым близким из них стал ровесник Пикассо, художник Карлос Касагемас. Они были практически неразлучны, и Пабло всеми силами поддерживал друга, страдавшего от неразделенной любви. Но закончилось все трагически: Карлос попытался застрелить девушку, которая не отвечала ему взаимностью, после чего покончил с собой.
Пикассо до конца своих дней винил себя в смерти друга и считал, что мог предотвратить самоубийство Касагемаса. Смерть друга повлияла на художника так сильно, что он спасался только работой, выплескивая на холст депрессию и отчаяние. После этого печального события начинается пронизанный тоской «голубой период — самая пронзительная страница творчества Пабло Пикассо, не только из-за событий ему предшествующих (самоубийство друга юности из-за неразделённого чувства), но и ввиду особенности техники мастера, а также выбранного доминирующего колорита.
Холодный, даже ледяной синий во всех своих вариациях становится главенствующим цветом. Практически все полотна «голубого периода» несут на себе незримый отпечаток смерти. Не стала исключением и картина Пикассо «Старый гитарист» — одна из показательных работ, и по технике, и по сюжету, и по силе трагедии.
Картину «Старый гитарист» не раз сравнивали со своеобразным автопортретом, причём она не является отображением внешности автора, а скорее его тяжёлого внутреннего состояния в связи с утратой близкого человека.
Не так давно учёные Чикаго просветили картину на рентгене, и увидели, что первым на холсте появился совсем другой сюжет – женщина, кормящая грудью. Впоследствии автор создал на её месте слепого старика в голубых тонах, но контуры лица предыдущей героини до сих можно различить за левым ухом гитариста.

.

Ваш комментарий