Средневековые иконы, гравюры и миниатюры: Гибридные демоны

Средневековые иконы, гравюры и миниатюры: Гибридные демоны Святой Антоний, мучимый демонами. Гравюра Мартина Шонгауэра. Германия, 1470–1475 годыThe Metropolitan Museum of ArtВ центре миниатюры —

Святой Антоний, мучимый демонами. Гравюра Мартина Шонгауэра. Германия, 1470–1475 годы
The Metropolitan Museum of Art
В центре миниатюры — святой, окруженный чудовищными созданиями: слева замахивается палкой рыба с хвостом дракона и хоботом слона; справа кто-то вроде ящерицы с длинным, как у попугая, клювом хватает его за плечи; сверху и снизу святого мучат крылатые и бескрылые демоны.
Это знаменитый сюжет европейского искусства — мучение святого Антония. Антоний Великий (III–IV века) был коптом, одним из первых аскетов и считается основателем отшельнического монашества. Житие рассказывает, что Бог разрешил демонам мучить его, дабы испытать его веру. Бесы много лет являлись ему в видениях, истязали его плоть, терзали, но отшельник всякий раз побеждал их, смиренно терпел испытания и учил людей, как отличать истинные божественные видения от ложных дьявольских иллюзий.
На гравюре Мартина Шонгауэра демоны имеют черты млекопитающих, рыб, земноводных и рептилий. Их тела сочетают несочетаемое, показывая хаотичность и безобразие инфернального мира. Чешуя, длинные хвосты и лапы демонов намекают на их родство с драконами, которых в средневековой культуре ассоциировали с дьяволом (а самого Люцифера называли древним лукавым змеем или просто Драконом, как в Откровении Иоанна Богослова).

Источник

Ваш комментарий