«Сошествие во Ад».

«Сошествие во Ад». Икона XVII века. Дерево, темпера. Размер:130x106x4 см. Саратовский художественный музей им. Радицева Воскресение Христа на третий день после Его казни и погребения — один из

Икона XVII века. Дерево, темпера. Размер:130x106x4 см. Саратовский художественный музей им. Радицева
Воскресение Христа на третий день после Его казни и погребения — один из основных догматов христианского вероучения. Сын Божий, претерпев страшные мучения и кончину на кресте, своим возвращением в мир живых разрушил понятие смерти. Это событие стало символом и прообразом грядущего всеобщего воскресения верующих. В память о произошедшем чуде установлен главный христианский праздник — Пасха.
«Христос воскресе из мертвых, смертью смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав», — свидетельствует тропарь Светлого Христова Воскресения. Ярославский образ представляет собой развернутый вариант иконографии, совмещающий историческое — Восстание от гроба — и символическое — Сошествие во ад — изображения Воскресения Христова.
Эта схема, зародившаяся в конце XVI века, окончательно сформировалась в столичной иконописи в середине XVII столетия, когда обе сцены стали помещаться строго одна над другой, композиционно связываясь единой диагональю шествия праведников из ада в рай.
Изображение на иконе делится на две части. Вверху Христос запечатлен в мандорле — овальном нимбе, символизирующем божественный свет, окруженный архангелами и избранными святыми. В нижней части иконы Спаситель, подобно солнцу, спускается в ад, Его ноги попирают крестообразно сломанные врата преисподней.
Христос протягивает правую длань Адаму, за которым встает Ева, простирая к Спасителю руки. Ветхозаветные пророки и праотцы движутся в рай, изображенный в правом верхнем углу иконы. Там их встречают разбойник Рах с благообразными старцами — пророками Илиею и Енохом. Таким образом происходит символическая встреча двух заветов — Ветхого и Нового — в воскресении Христа.
Особенностью иконографии этого образа выступает изображение пасти ада в левом нижнем углу. Считается, что персонификация ада проникла в русское искусство из западных образцов. Хотя в ранней ярославской живописи имеются такие примеры, к середине XVII века местные иконописцы начинают все больше увлекаться историческими и бытовыми подробностями сюжета. Адская пасть на большой иконе «Воскресение — Сошествие во ад» свидетельствует о том, что здесь использован ранний вариант иконографии классического образа.

«Сошествие во Ад». Икона XVII века. Дерево, темпера. Размер:130x106x4 см. Саратовский художественный музей им. Радицева Воскресение Христа на третий день после Его казни и погребения — один из

«Сошествие во Ад». Икона XVII века. Дерево, темпера. Размер:130x106x4 см. Саратовский художественный музей им. Радицева Воскресение Христа на третий день после Его казни и погребения — один из

«Сошествие во Ад». Икона XVII века. Дерево, темпера. Размер:130x106x4 см. Саратовский художественный музей им. Радицева Воскресение Христа на третий день после Его казни и погребения — один из

«Сошествие во Ад». Икона XVII века. Дерево, темпера. Размер:130x106x4 см. Саратовский художественный музей им. Радицева Воскресение Христа на третий день после Его казни и погребения — один из

«Сошествие во Ад». Икона XVII века. Дерево, темпера. Размер:130x106x4 см. Саратовский художественный музей им. Радицева Воскресение Христа на третий день после Его казни и погребения — один из

Источник

Ваш комментарий