1638г. Холст, масло. Размер: 176×83 см. Музей истории искусств, Вена
Рубенс был не только великим мастером масштабных работ на мифологические и религиозные темы, но и блестящим портретистом. «Елена в мехах (Шубка)» прекрасный тому пример. Это игривый портрет второй жены художника, которая была его любимой моделью на протяжении последнего десятилетия жизни Рубенса. В те времена в женской красоте очень ценились такие качества, как молочно-белая кожа и полнота. Поэтому портрет Елены это выражение не только предпочтений автора, но и вкусов целой эпохи.
Елене Фоурман было 16, когда она вышла замуж за 53-летнего Рубенса, дипломата, дворянина. Дочь торговца коврами и шпалерами стала музой самого знаменитого художника страны. Ее нежный, добродетельный и сияющий образ получил живое воплощение в богинях, грациях и нимфах Рубенса.
К этому времени художник уже научился писать женщин. В его ню нет пошлости и вызова, его женщины сияют светом тонкой кожи, через которую светятся синеватые вены. Рубенс был влюблен без памяти. Он уходит с дипломатической службы, поселяется в загородном замке, задаривает молодую жену драгоценностями и пышными нарядами, а еще бесконечно пишет ее портреты.
«Шубка» — самый интимный и игривый из них. Рубенс писал его в свое удовольствие и завещал после своей смерти Елене. Сначала он пишет поясной портрет, в котором отвешивает поклон в сторону тициановской «Девушки в меховой накидке». Потом добавляет к основной доске еще одну – и доставляет сам себе счастье написать Елену в полный рост.
В 2015 году картину просветили рентгеновскими лучами и увидели совсем другой фон, который позднее был переписан самим художником. Но картина достойна отдельной выставки, даже если бы пытливые ученые не нашли в ней никаких секретов, кроме очевидного – это работа страстно влюбленного и восхищенно любующегося художника.