«Ой, да как всех мужей побрали на войну», Виктор Ефимович Попков 1966 г. Холст, масло. Размер: 169 x 283 см. Государственная Третьяковская галерея
«Северная песня» — главное произведение «Мезенского цикла». Поначалу художник сомневался, стоит ли вообще браться за этот сюжет. Он опасался, что картина с таким сюжетом будет воспринята слишком буквально, ведь замысел художника хорошо укладывался в рамки жанровой картины, которая многим тогда казалась устаревшей и ненужной.
При работе над полотном были созданы разнообразные эскизы, для каждой фигуры на картине были зарисованы по несколько человек. В левой части картины выписаны поющие старухи и девочка за печкой, а в правой – молодые люди, слушающие песню. Казалось бы, сюжет взят из жизни, так и произошло в далеком 1968 году в деревне Лешуконье. Замысел возник, когда художник увидел молодых людей, изучавших местные обычаи.
Игра цвета показана за окном – холодный, отталкивающий пейзаж сопоставлен с малиновым цветком в доме, на подоконнике; а тон избы цвета земли – с одеждами женщин. Словно высокая нота, одежда поющих является доминантой в этой картине.
В деревню приехало новое поколение, они приходят в избы и видят лишь женщин, голосящих о своей судьбе. Композиция построена особым образом -окно дает новое пространственное развитие композиции за пределы этой избы, и эта песня выносится за линию горизонта.
Преемственная связь поколений чувствуется с помощью внимания, с которым студенты так сосредоточенно слушают пение. Это не раскол поколений, а желание молодых сохранить заветы прошлого, духовная общность. Персонажи на картине несмотря на взаимную симпатию, во многом противоположны друг другу – об это говорит и сюжет, и композиция, и цветовые средства.