Сегодня про глубоко любимого мною, бесконечно обожаемого Каспара Давида Фридриха.

Сегодня про глубоко любимого мною, бесконечно обожаемого Каспара Давида Фридриха.

Каспар Давид Фридрих. Девушка, наблюдающая рассвет ("Девушка, наблюдающая закат), ок. 1818-1820. Музей Фолькванг, Эссен.Каспар Давид Фридрих. Девушка, наблюдающая рассвет ("Девушка, наблюдающая закат), ок. 1818-1820. Музей Фолькванг, Эссен.

И расскажу я вам про две его любопытные работы.

1️⃣ "Девушка, наблюдающая рассвет ("Девушка, наблюдающая закат)", ок. 1818-1820. Музей Фолькванг, Эссен.

Вот интересно. До сих пор нет единого мнения насчет названия этой работы. Часть исследователей утверждают, что перед нами "Девушка, наблюдающая рассвет", другие — "Девушка, наблюдающая закат".

Версия первая. Рассвет (всегда про начало жизни): девушка в старонемецком платье выходит вперед, навстречу солнцу, подобно древним христианам во время молитвы — протестантская и кальвинистская традиция приобщения человека к природе (тот же Шлегель толковал понятие жизни как постоянное причастие).

Версия вторая. Закат (всегда про конец жизненного пути): сумерки и внезапно окончившаяся тропинка — приближение смерти, а булыжники вдоль дороги — символы веры.

И тут уж как вам будет угодно — стакан наполовину пуст или наполовину полон? 😁 Сам Фридрих, как вы поняли, работу не обозвал никак или до нас не дошло этой информации.

Сегодня про глубоко любимого мною, бесконечно обожаемого Каспара Давида Фридриха.

И обратите внимание на эти стилизованные случи солнца! Авангард чистой воды.

Моделью, скорее всего, послужила супруга Фридриха Каролина Боммер. Они поженились в 1818 году (ему было 44 года, ей — 25 лет). И летом того же года отправились в свадебное путешествие на остров Рюген.

2️⃣ "Скалистые берега острова Рюген", 1818. Собрание Оскара Рейнхарта, Винтертур.

Сегодня про глубоко любимого мною, бесконечно обожаемого Каспара Давида Фридриха.

Каспар Давид Фридрих. Скалистые берега острова Рюген, 1818. Собрание Оскара Рейнхарта, Винтертур.Каспар Давид Фридрих. Скалистые берега острова Рюген, 1818. Собрание Оскара Рейнхарта, Винтертур.

В общем-то эта картина создана аккурат после возвращения пары домой. На ней изображены меловые скалы — одна из самых популярных достопримечательностей острова Рюген (Балтийское море, Германия).

Откровенно говоря, эта одна из моих любимейших фридриховских работ. Посмотрите: скалы устремлены, даже "рвутся" вверх (аки готические соборы) и подъем этот бесконечен, как, впрочем, бесконечна и та, уходящая вниз, пропасть.

А посередине (этот V-образный проем между утесов или "окно") — необъятный простор моря. И водная гладь эта так чудесно сливается там, на горизонте, с эфирной далью неба (зеленовато-коричневатая у берегов вода плавно переходит в насыщенную голубую, с вкраплениями серого, синь, затем темнеет, обозначая самые глубокие участки, чтобы ближе к горизонту окраситься в нежно-розовые оттенки).

Это, кстати, одно из немногих полотен Фридриха, где небо ясное.

Картину можно трактовать узко: только как аллегорию трепетной любви Фридриха и Каролины. На первом плане травянистая почва и деревья образуют раму в виде сердца — характерный прием для искусства романтизма.

Сегодня про глубоко любимого мною, бесконечно обожаемого Каспара Давида Фридриха.

Но перед нами Каспар Давид Фридрих и для него все узкое — чуждо и, позволю себе, даже еретично.

"Скалистые берега острова Рюген" — это, в первую очередь, глубокая всеобъемлющая романтическая метафора: два парусных судна — корабли жизни (и даже емче — бытия) самого Фридриха и его супруги. Это поэтическая история про долгое путешествие, расставание с узкими берегами настоящего и обыденного, и отплытие к нескончаемой надежде, туда, в романтическое инобытие, обитающее за горизонтом.

Королина сидит, ясное дело, слева. А справа — две ипостаси самого художника. Молодого и полного надежд (взгляд его направлен в бесконечность моря), и старого, сомневающегося (на четвереньках, как некая рептилия, заглядывающего в пропасть).

Сегодня про глубоко любимого мною, бесконечно обожаемого Каспара Давида Фридриха.

Каспар Давид Фридрих. Автопортрет, 1800. Государственный музей искусств, Копенгаген.
Каспар Давид Фридрих. Автопортрет, 1800. Государственный музей искусств, Копенгаген.

С 1815 года все персонажи полотен Фридриха одеты в старонемецкий костюм и это тоже принципиально важно: серое или черное пальто, застегнутое на все пуговицы, рубашка с широким воротником и черный бархатный головной убор, покрывающий чаще всего волосы до плеч. Законодателем этой моды стал известный немецкий поэт того времени, активный борец за освобождение Германии, Эрнст Мориц Арндт, бывший другом Фридриха (сперва этот наряд переняли добровольцы "Свободной корпорации", а затем члены "Студенческой корпорации" и ассоциаций воинствующих студентов, появившихся в университетах Германии).

Дело в том, что в 1806 году наполеоновская армия оккупировала большинство немецких государств. Обстановка эта пробудила в немцах патриотические чувства — Иоганн Голиб Фихте читал "Обращения к немецкой нации" (зима 1807-1808); Фридрих Даниэль Шлейермахер, с которым Каспар Давид общался, проповедовал новое протестантское движение, соединив его с национализмом (1807, Галле); барон фон Штейн, Харденберг и Вильгельм фон Гумбольдт в Пруссии приступили к осуществлению своих задумок относительно религиозной реформы. Более того, первое чтение "Битвы Германа" Генриха фон Клейста состоялось именно в мастерской Каспара Давида Фридриха в 1808 году (радикально антинаполеоновская пьеса).

Сегодня про глубоко любимого мною, бесконечно обожаемого Каспара Давида Фридриха.

В 1812 году русская компания Наполеона потерпела неудачу — в 1813 году начались освободительные войны против Франции. Друзья Фридриха — художники Керстирг, Филипп Вейт и Фердинанд Оливье, поэт Теодор Кернер, барон де Ламот Фуке (автор "Ундины") — с энтузиазмом откликнулись на призыв пойти в армию и приняли участие в партизанской войне. Сам Каспар Давид не ответил согласием пойти воевать, но внес денежный вклад в экипировку, и писал картины с явным политическим подтекстом.

Самая красноречивая — "Стрелок в лесах (Лесная дорога)" (1813-1814, Частная коллекция). Работа эта экспонировалась на выставке патриотического искусства (Дрезден, март 1814) и сопровождалась пояснением: стрелок прислушивается к звукам погребальной песни по нему самому, которую поет ворон на пне.

Сегодня про глубоко любимого мною, бесконечно обожаемого Каспара Давида Фридриха.

Каспар Давид Фридрих. Стрелок в лесах (Лесная дорога), 1813-1814, Частная коллекция.Каспар Давид Фридрих. Стрелок в лесах (Лесная дорога), 1813-1814, Частная коллекция.

А дальше трактовка весьма традиционна (вспоминаем того же Лукаса Кранаха Старшего, писавшего свои хвойные леса — ель давно стала приметой Германии) — высокие ели, стоящие тесными рядами есть символ немецких патриотов, а молодые сосенки около пней — новое послевоенное поколение.

Необходимо понимать — ранние романтики, прежде всего поэты и философы, мечтали, что внешние обстоятельства, борьба против Наполиона, надежды на консолидацию нации и освобождение личности станут причиной возникновения нового, лучшего мира. Но увы, вслед за поражением Наполеона, Венский конгресс 1815 года возвестил эру антилиберальной "реставрации", разработанной Меттернихом, в которой политические мечтания романтиков о гордом немецком гражданине не нашли себе места.

Сегодня про глубоко любимого мною, бесконечно обожаемого Каспара Давида Фридриха.

Каспар Давид Фридрих. Зимний пейзаж, 1811. Лондонская Национальная галерея, Лондон.Каспар Давид Фридрих. Зимний пейзаж, 1811. Лондонская Национальная галерея, Лондон.

Сегодня про глубоко любимого мною, бесконечно обожаемого Каспара Давида Фридриха.

При новом режиме (антилиберальная политика нового Германского союза) ношение старонемецких костюмов было, разумеется, запрещено. Но, несмотря на страшную цензуру, Фридрих никогда не переодевал своих персонажей в иные одежды — для него старонемецкий костюм был принципиально важен, ибо все, что было связано с прошлым Германии, никогда не было для Фридриха простой ностальгией, но символом революционного духа, стремлением к религиозному и политическому возрождению страны.

Поэтому "Скалистые берега острова Рюген" еще и об этом, как, впрочем, и все творчество художника.

Ну вот, хотела про две картины написать, а получилось про много 😂

источник

Ваш комментарий