«Самсон и Далила», Питер Пауль Рубенс

«Самсон и Далила», Питер Пауль Рубенс 1609г. Холст, масло. Размер: 185 × 205 см. Национальная галерея, Лондон Рубенс создал «Самсона и Далилу» после восьмилетнего пребывания в Италии. Работа

1609г. Холст, масло. Размер: 185 × 205 см. Национальная галерея, Лондон
Рубенс создал «Самсона и Далилу» после восьмилетнего пребывания в Италии. Работа была заказана Алдерманом Николасом Рококсом (1560–1640) для частной резиденции. Ранее картина приписывалась голландскому художнику Герриту ван Хонтхорсту, работавшему в Риме в начале 17-го века. Недавний дендрохронологический анализ подтвердил авторство Рубенса.
Согласно Ветхому Завету Библии, Самсон — сын Манои — был избран Богом, чтобы помочь израильтянам одолеть своих врагов — филистимлян. В обмен на принятие обета не бриться и не стричься (обет назорейства), Самсон получил сверхъестественную физическую силу, которую он охотно использовал в своих приключениях.
К сожалению, герой влюбляется в соблазнительницу Далилу, в долине Сорек. Когда филистимляне прознали об этом, они подкупили женщину за 1100 шейкелей серебра, дабы та разузнала секрет силы Самсона. В конце концов, она выясняет, что его мощь исчезнет, если отрубить волосы. Однажды ночью, пока Самсон спал, Далила требует сбрить его волосы слугу, после чего филистимляне ворвались и одолели мужчину. Позже, Самсон, чьи волосы отросли, обрушил свою жестокую месть на похитителей.
Эта история легла в основу большого числа религиозных картин, созданных в эпоху барокко. Свое виденье истории было у Рембрандт (Картинная галлерея в Берлине). Гуэрчино (Музей искусств де Страсбург).
На картине Рубенса запечатлён библейский эпизод, в котором Самсон засыпает на коленях у Далилы. Художник использует библейских героев как исторических персонажей, не придавая им религиозного смысла. Основная сцена картины состоит из четырёх ярко освещённых лиц. Мускулистый Самсон уснул на коленях у Далилы, которая смотрит, как пришедший филистимлянин обрезает ему волосы — источник силы Самсона. Четвёртое действующее лицо — старуха-сводница, отсутствующая в библейском тексте. Рубенс перенёс место действия в бордель. Красное платье Далилы символизирует страсть и последующие кровавые события. Помимо изображения основного эпизода, Рубенс намекает на то, что должно произойти с Самсоном дальше. Так, в дверях видны солдаты с орудиями для ослепления.
Рубенс использует различную символику, чтобы выделить обман Далилы. Например, руки парикмахера скрещены — это символизирует ложь. Позади, на стене, расположена статуя Венеры, богини любви, со своим сыном (Купидоном). Это намек на то, что именно любовь стала причиной поражения Самсона. Стоящая за спиной Далилы старая женщина, держащая свечу, не упоминается в Библии, добавлена Рубенсом, вероятно, как символ того, что в будущем ждет предательницу.

«Самсон и Далила», Питер Пауль Рубенс 1609г. Холст, масло. Размер: 185 × 205 см. Национальная галерея, Лондон Рубенс создал «Самсона и Далилу» после восьмилетнего пребывания в Италии. Работа

«Самсон и Далила», Питер Пауль Рубенс 1609г. Холст, масло. Размер: 185 × 205 см. Национальная галерея, Лондон Рубенс создал «Самсона и Далилу» после восьмилетнего пребывания в Италии. Работа

«Самсон и Далила», Питер Пауль Рубенс 1609г. Холст, масло. Размер: 185 × 205 см. Национальная галерея, Лондон Рубенс создал «Самсона и Далилу» после восьмилетнего пребывания в Италии. Работа

Источник

Ваш комментарий