1926 г. Холст, масло. Размер: 200 × 175 см. Нижегородский государственный художественный музей, Россия
«Русская Венера» — последняя большая картина Бориса Кустодиева, написанная за год до его смерти. Над огромным полотном, изображающим пышнотелую бабу в бане, художник работал уже, будучи прикованным к постели тяжелым недугом (туберкулез позвоночника). Картина свидетельствует об удивительном душевном оптимизме, бодрости, которые художник сохранил до последних дней своей жизни.
Кустодиева привлекали два типа женщин: печальные, тонкие (во всех смыслах) интеллектуалки — такой была его жена, Юлия Евграфовна Прошинская, которую он изображал с удивительной нежностью, и толстые, веселые, наглые бабы — их он писал с жадностью, с восхищением, с нежностью, а порой с насмешкой. В качестве «Русской Венеры» ему позировала Елена Григорьевна Николаева (Михайлова), родившаяся 28 апреля 1903 года.
Реставраторы Нижнего Новгорода, проводя всестороннее обследование полотна, просветили его рентгеновскими лучами. Выяснилось, что березовый веник был дорисован Кустодиевым на год позже тела женщины. Известно, что Кустодиев часто прислушивался к советам своей жены. Видимо именно она посоветовала мужу прикрыть интимное место Венеры веником. Похоже, что Кустодиев целый год сомневался и решал — прикрыть или не прикрыть. Прикрыл.
Заработок находившегося в инвалидном кресле художника в стране Советов был скромным — на покупку нового холста не хватало денег. Потому Кустодиев изобразил голую пышнотелую Венеру на обороте картины «На террасе», написанной ещё в 1906 году. На ней было запечатлена интеллигентская дачная идиллия — чаепитие семьи художника.
«Русская Венера» находится в коллекции Нижегородского государственного художественного музея, где выставляется в специальном стеклянном стенде, чтобы посетители могли видеть обе стороны полотна и соответственно две разные картины.