«Розовая обнаженная», Анри Матисс

«Розовая обнаженная», Анри Матисс 1935г. Холст, масло. Размер: 66×92 см. Балтиморский художественный музей, Балтимор Красота и молодость 22-летней русской эмигрантки Лидии Делекторской

1935г. Холст, масло. Размер: 66×92 см. Балтиморский художественный музей, Балтимор
Красота и молодость 22-летней русской эмигрантки Лидии Делекторской совершенно не встревожили мадам Матисс, когда она впервые увидела новую помощницу мужа. Это не смуглые одалиски, столь любимые Матиссом и стоившие стольких нервов Амели. Мадам даже пригласила Лидию быть ее полусиделкой-полкомпаньонкой и искренне жаловалась ей на мужа.
Однажды Матисс увидел Лидию совсем по-другому – не просто его расторопная помощница, не просто сиделка жены. Женщина, которую ему немедленно захотелось писать. «Не двигайтесь!» – и пошел за альбомом и карандашом. Он писал ее все время, мог разбудить среди ночи и потребовать позировать, не отходил от нее ни на мгновение. Из-за нее художник оставил семью. В 1940 году Матисс официально развелся с Амели, но на Лидии он не женился. Просто до конца его дней она была рядом. Он берег её от молвы, но рисунки, картины выдавали всё, о чем он молчал, – такой нежности во всей его счастливой, радостной живописи раньше не встречалось.
Матисс написал не менее 90 портретов Лидии, и это не считая многочисленных рисунков, набросков, эскизов. «Розовая обнаженная», пожалуй, самый известный из них. Немудрено, картина полна дикой энергии и бунтарства. Бросается в глаза какая-то странная цветовая гамма — грустно-тревожно-щемящая, но непременно завораживающая. Ультрамариновый фон напоминает то ли покрывало,то ли кафель в ванной. Светло-коралловое тело с волнистыми изгибами дамы «угрожают» выйти из рамки картин.
Анри Матисс хотел изобразить девушку в максимально эффектной позе, из-за данного желания, ему пришлось нарушить законы анатомии. При этом, всё смотрится достаточно целесообразно и гармонично, и даже не входящая в пропорции голова девушки выглядит вполне гармонично.
Матисс писал свою последнюю музу до конца жизни. В первый день ноября 1954 года художника поразил микроинсульт, и 3 ноября его не стало. Лидия тут же покинула его дом со всеми своими вещами, поскольку не претендовала ни на его имущество, ни на место члена семьи. Ее не пригласили на похороны, а внук Матисса говорил, что она была «всего лишь человеком на жаловании».
Всё, что художник ей подарил, и даже то, что она на выплаченное им же жалованье приобретала у него, Лидия Делекторская после смерти Матисса передала в дар русским музеям. Низкий поклон ей за это!

.

Ваш комментарий