Рафаэль (Автопортрет )
Сильная и яркая художественная индивидуальность Рафаэля Санти (Урбино, 1483 — Рим,1520) — живописца и архитектора, интерпретатора классической формы, сумевшего наделить ее христианской духовностью. Его искусство создает образ возвышенной красоты, идеальной и вместе с тем совершенно естественной.
К ремеслу живописца его приобщил отец, Джованни Санти. На первом этапе определяющим было влияние Перуджино: об этом говорят плавный, волнистый ритм композиций и мягкие переходы цвета в таких его ранних работах, как Коронование Марии (1502—1503) и Обручение Марии (1504). Интенсивная игра светотени и четкая пространственная артикуляция Штандарта города Кастелло (1499) свидетельствуют, напротив, о глубоком и вдумчивом освоении искусства Пьеро делла Франчески.
С 1504 по 1508 г. Рафаэль находился во Флоренции. К этим годам относятся картины Сон рыцаря флорентийского, Святой Михаил периода и Святой Георгий и Три грации; удивительные произведения, одно время считавшиеся плодами его раннего творчества, Мадонна Конестабиле, Мадонна Грандука, Бельведерская Мадонна (1506), Мадонна со щегленком (ок. 1507), так называемая Прекрасная садовница (1507). Рафаэль проявил себя также и в первых портретах: Дама с единорогом, Аньоло Дони и Маддалена Дони (1506) и Немая (ок. 1507).
В Риме, где его присутствие впервые зафиксировано в 1509 г., Рафаэль приступил к украшению Ватиканских Станц для папы Юлия II, лично написав фрески в Станце делла Сеньятура (1508— 1511) и в Станце Элиодора (1511-1514).
Мадонна со щегленком (ок. 1507, Галерея Уффици, Флоренция)
В последние годы жизни Рафаэль был загружен ответственными заказами, выполнение которых шло у него с чередованием моментов наивысшего творческого вдохновения и периодов кризиса и усталости: фрески зала Галатеи (1511), украшение Лоджий Ватикана (1517—1519), картоны Евангельской истории к коврам для Сикстинской капеллы (1515-1516), Мадонна Фолиньо (1511-1512), Сикстинская Мадонна (1513—1514), Мадонна в кресле (1514), Преображение (1518-1520, в нижней части завершено Джулио Романо). Он пишет и портреты: Бальдассаре Кастильоне (1514—1515), так называемая Донна Велата (ок. 1516), Папа Лев Х (1518—1519, Галерея Уффици, Флоренция) и Папа Юлий II (1512, там же).
После смерти Браманте (1514) Рафаэль стал ведущим архитектором на строительстве собора Святого Петра, а затем и хранителем римских древностей (1515). Ему приписывают также проекты пеллы Киджи в Санта-Мария дель Пололо, Вилла Мадама и церкви Сант-Элиджио дель и Орефици.
Бельведерская Мадонна (1506, Музей истории искусства, Вена)
Видение Иезекииля (1518)
Дама с единорогом (1506, Галерея Боргезе, Рим)
Донна Велата (ок. 1516, Палаццо Питти, Флоренция)
Коронация Девы Марии (1502-1503, Музеи Ватикана)
Лоджия Ватикана (1517—1519)
Мадонна в кресле (1514, Палаццо Питти, Флоренция)
Мадонна Грандука (1504 — 1505, Палаццо Питти, Флоренция),
Мадонна Конестабиле (1502, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург)
Мадонна Фолиньо (1511-1512, Музеи Ватикана)
Немая (ок. 1507, Национальная галерея Марке, Урбино)
Обручение Девы Марии (1504, Галерея Брера, Милан)
Папа Лев Х (1518—1519, Галерея Уффици, Флоренция)
Папа Юлий II (1512, Галерея Уффици, Флоренция)
Портрет Аньоло Дони (1506, Палаццо Питти, Флоренция)
Портрет Бальдассаре Кастильоне (1514—1515, Лувр, Париж)
Портрет Маддалена Дони (1506, Палаццо Питти, Флоренция)
Преображение (1518-1520, в нижней части завершено Джулио Романо; Пинакотека Ватикана)
Святой Георгий (1503, Лувр, Париж)
Святой Михаил (1503 — 1505, Лувр, Париж)
Сикстинская Мадонна (1513 — 1514, Картинная галерея, Дрезден)
Сон рыцаря флорентийского (1504, Национальная галерея, Лондон)
Три грации (1505, Музей Конде, Шантийи)
Триумф Галатеи ( 1511)