1890. Холст, масло. Размер: 95×79 см. Институт искусства Курто, Лондон (Пуантилизм)
Дама, изображенная на картине, — возлюбленная художника Мадлен Кноблок, которую Сёра умудрялся долгое время скрывать от своего окружения. Даже, когда у пары уже был общий ребенок.
Эту картину можно назвать признанием в любви, но признанием шутливым, даже с элементами сатиры. Слишком уж увлечена эта молодая женщина своим бьюти-ритуалом, слишком уж пышные у нее формы. Впрочем, самой Мадлен портрет нравился и она оставила его у себя после смерти худоника.
Полотно раскрывает эмоциональную сторону частной жизни художника. Обладательница пышных форм Мадлен сидит перед небольшим столиком в стиле рококо. Есть некоторая комичность в том, с каким серьезным выражением лица девушка подносит к лицу пуховку.
Картина играет на контрасте между натуральностью естественных форм девушки и декоративностью элементов. Сёра исследует искусство макияжа, которое подобно корсету на главной героине, заставляет ее вписываться в форму. Художник подловил момент, когда единственной самоцелью девушки, является ее намерение припудрить носик.
Сатира же направлена не против модели, а против ее атрибутов, — важной части современной городской жизни.
Сера не писал автопортретов, на этой картине он изобразил зеркало и свое лицо в отражении. Но потом себя он закрасил, поместив на место зеркала окно и вазочку с цветами.
Жорж-Пьер Сера (1859-1891) – французский художник-постимпрессионист, основавший арт-течение, получившее название пуантилизм (от фр. point — точка).
В основе пуантилизма – особый метод нанесения красок – отдельными мазками. Краски смешивались не на палитре, а уже на сетчатке глаза рассматривающего картину. Вблизи можно рассмотреть все мазки по-отдельности, если отойти, мазки сольются.
Картина «Пудрящаяся девушка», словно мозаика тончайшей работы, составлена из таких крохотных мазков кисти. Поэтому и создается ощущение, словно в пудре здесь все, и столик, и платье, и сам воздух.