За первый аквариум спасибо душке Демиану Херсту (у меня, к слову, был пост о нем, напомню в сторис), за второй — ДЕВИДУ ЧЕРНИ.
Кто там заказывал contemporary art? Распишитесь, получите 😁
Эдакий чешский Маурицио Каттелан, который, правда, не успел вовремя приклеить к стене банан скотчем — не стал бессмертным мемчиком интернета.
Зато стал главным экспонатом Праги — его скульптуры такие же местные достопримечательности, как Карлов мост или Пражские куранты.
Что нужно знать про Черни? Он адепт:
1️⃣ политической сатиры
2️⃣ социальной сатиры
3️⃣ провокационного юмора
4️⃣ провокационного юмора
5️⃣ провокационного юмора
Всегда в лоб.
Иногда too much, иногда очень и очень остроумно и смело, как с "Акулой" 2005.
Ах да, не сказала же вам — своего Садама Хусейна в аквариуме с формальдегидом он обозвал именно "акулой".
Что мы тут имеем?
1️⃣ "Физическую невозможность смерти в сознании живущего" (1991) Демиана Херста. Диалог-с.
2️⃣ Игру слов и символов & игру со словом и символом — у Херста в аквариуме "плавает" настоящая тигровая акула, у Черни — настоящий муляж акулы (Хусейн был кровожадным диктатором). Не переживайте, у Черни муляж не только акулы, но и Хусейна — это манекен (во-первых, в 2005 году товарища тирана еще не казнили — это случится в 2006 году; во-вторых — Черни все-таки не душегуб).
Но, черт возьми, как реально и натуралистично этот манекен в белых трусах выглядит в формальдегиде! Можно бесконечно смотреть на огонь, волны, воду, то, как другие работают и то, как "плавает", скованный по всем фронтам, Садам Хусейн в формальдегиде 😂
Правда, с 2006 года и в херстовском аквариуме плавает муляж, т.е чучело, потому что, увы и ах, реальный труп акулы, несмотря на формальдегид, испортился. Но тогда, в 2005 году, когда наш друг создавал свой парафраз, акула была еще "жива".
3️⃣ Игру с Херстом & игру против Херста (откровенный стеб) / игру с Хусейром & игру против Хусейна (потому что все тот же стеб).
Уж кто кто, а сарказмировать Черни умеет! (создавал манекен по видеозаписям, сделанным в тюрьме).
4️⃣ Игру со зрителем & игру против зрителя — провокация, политическо-сатирическая акция, социально-политический перформанс. Дадада, вам не почудилось, именно акция или перформанс, потому что зрительские реакции на этот арт — отдельный вид искусства 😂
А теперь обратная сторона Луны, т.е Черни и его акулы. Вот что такое сатира? Сатира — это один из способов обнажить язвы и пороки времени комичным путем (через гротеск, сарказм, пародию, аллегорию…).
И за нарочитой провокационностью и откровенным стебом (чтобы заметили сразу, чтобы был нерв) скрываются довольно серьезные коннотации.
Все познается в сравнении, поэтому сравним и мы.
1️⃣ Что есть акула Херста? — источник опасности и символ смерти.
Что есть Хусейн Черни? — да то же самое. Просто так казнить и в XXI веке, конечно, могут, но это история не про Хусейна.
2️⃣ Для пущего эффекта Херст своей акуле и пасть открыл — эффект крика (привет Френсис Бэкон и Сергей Эйзенштейн).
Хусейну Черни рот открывать не нужно — натуралистичный манекен человека в формальдегиде и так очень емкое высказывание, как и сама личность мусульманского диктатора.
И если Херст делает акцент именно на страхе, боле, смерти, ужасе, крови (потому что закрой он эту зубастую пасть и перед нами предстанет красивый морской житель, почти безобидный, которого жалко), то Черни все эти ассоциации понижает.
Во-первых, его Хусейн побежден и скован, его нечего боятся. Он когда-то был той самой тигровой акулой, а теперь это просто мужчина средних лет с парой тройкой лишних кг. Во-вторых, Хусейна не жалко — ему не к чему доп.эффекты, он сам "ходячий" эффект.
3️⃣ Акула Херста есть символ смерти, но и сама она мертва. Т.е акула Херста максимально изображает смерть.
Хусейн Черни, на момент создания инсталляции, был еще жив, но уже в тюрьме (его казнили в 2006 году — повесили, о чем свидетельствует петля на шее "плавающего" в формальдегиде диктатора). В этом и есть провокация Черни — он совершил самосуд. Самосуд задолго до того, как приговор привели в исполнение. Но так-то это тоже максимально про смерть. В этом весь сарказм.
Шок и скандал.
Черни вообще очень тонко чувствует наше сегодня (погуглите про его памятник, посвященный единению ЕС, 2009 год; про фиолетовый фак, думаю, все знают).
Мне же очень по душе его "Подхалимы", 2003. Это две 5-метровые человеческие фигуры, стоящие раком. Голов и рук у них нет. Только ноги, анус и условное тело. В заднем проходе дырка, куда должен заглядывать зритель (лестница предусмотрена концептуально — внутри показывают кино, но о нем позже).
Скульптурное злословие аки Брейгель. Даже поспорить не с чем.
Но, у Черни всегда есть это "но". И "но" это то, что внутри — то самое кино в жопе, в прямом смысле этого слова.
Итак, мы поднимаемся по лестнице, заглядываем в анус-клоаку и видим… без остановки повторяющееся видео с Вацлавом Клаусом, экс-президентом Чехии, и Миланом Книжаком, известным чешским художником, скульптором, музыкантом и диссидентом: Милан Книжек с особым усердием и старанием кормит Вацлава Клауса кашей, стекающей по подбородку бывшего президента Чехии и капающей на стол, и все это под знаменитый трек Queen "We are the champions".
Юмореска между строк которой история о том, как нужно ложиться под гос.аппарат (Милан Нижек долгое время возглавлял Национальную галерею Чехии и яростно выступал против современных течений в изобразительном искусстве, вступал в конфликты с художниками, чьи работы были ему непонятны, мешал проведению их выставок и экспонированию их работ).
Ну и это тоже инсталляция-перформанс, потому что без зрителя, поднимающегося по лестнице и заглядывающего в анус, она выглядит весьма тривиально.
И в этом тоже есть свои смыслы и свои сарказмы.