Мы говорим "Арль" и сразу вспоминаем ВАН ГОДА. Его ночное кафе, подсолнухи, кипарисы, этот невозможный желтый и эти мазки-завитушки, такие маниакальные, шизофренические.
А потом мы вспоминаем отрезанное ухо, хромой рассудок, непризнанность, голод, холод и скитания… и кучу еще всякой ЧУШИ.
ВНИМАНИЕ: все, что мы знаем о Ван Гоге — НЕ ПРАВДА, а МИФ — набор стереотипов, которые живут и властвуют на просторах сети, в популярной литературе, в музеях, в художественной критике (несмотря на отчаянные попытки специалистов докричаться). Появились они приблизительно в конце XIX — начале ХХ века и до сих пор постоянно воспроизводятся как незыблемая истина.
Спасибо изощренной PR-компании Юлиуса Мейер-Грефе — довольно популярного в то время немецкого историка искусства и художественного критика. Нет, нет, вы не подумайте, Грефе сделал миру искусства и много хорошего, например, именно он заново открыл Эль Греко и Каспара Давида Фридриха.
С Ван Гогом же у него были личные счеты — он приобрел картину художника, а потом стал сочинять. Сочинительство свое он назвал биографией великого Винсента и у биографии этой было ТРИ принципиально разные редакции. Почему? Потому что ни первая, ни вторая не хайпанули (эти новомодные словечки звучат как ругательства).
Итак, редакция 1️⃣ в ней Ван Гог предстал миру абсолютно здоровым человеком, причем человеком из народа — такой художник-социалист, творчество которого есть гармоническое единство искусства и жизни. Тут Мейер-Грефе взял за основу идею Ван Гога о коллективном труде (вспоминаем Желтый дом в Арле), а из его писем — рассуждения на тему искусства для народа. Итог: массы не оценили.
Тут наш немецкий PRщик быстро скумекал что нужно что-то менять и скоренько отредактировал свою сказку. Так появилась редакция 2️⃣ в которой Ван Гог предстал миру, как художник-анархист — борец против сухого академического искусства, салонного жеманства и пресного канона. Итог: богема оценила, миряне — нет.
А нужно, чтобы хайп был во всех социальных кругах. Так появилась финальная и до противного живучая редакция 3️⃣ и название ей "Роман о богоискателе" — именно так назвал свое сочинение в 1921 году Грефе.
Ван Гог здесь предстал в образе гениального и безумного одиночки, такого святого безумца, рукой которого управлял сам Бог и который сам через живопись искал Бога. Именно здесь родился и мем с отрезанным ухом. Итог: все сошлось, Мейеру-Грефе за изощренный маркетинг аплодируем стоя, а за Ван Гога обидно.
Давайте по пунктам.
1️⃣ Ван Гог НЕ ОТРЕЗАЛ себе ухо. Только мочку уха.
И он не дарил ее проститутке, потому что той якобы нравились его уши (спасибо Ирвингу Стоуну и его "Жажде жизни", 1934). Он, Ван Гог, это сделал после ссоры с Гогеном в порыве раскаяния (дадада, знаю, и про версию, мол, сделал это Гоген — не доказано; и про версию, что художник сделал это после того, как узнал, что Тео женился — тоже не доказано… версий масса, но суть одна — ухо он или не он себе не отрезал, только мочку, но задета была артерия, поэтому и крови много было).
2️⃣ Ван Гог НЕ БЫЛ НИЩИМ и ГОЛОДНЫМ.
Во-первых, он оставил после себя более 850 картин. А писал он на холстах и маслом — очень дорогое удовольствие по тем временам (к слову, его друзья, Гоген с Лотреком работали на чем бог даст).
Для справки: тюбики с маслом тогда стояли приблизительно 20 франков — это около 7,5 золотых рублей. На эти деньги можно было, например, снимать месяц мастерскую в Петербурге.
Более того, ежедневно Ван Гог тратил 260 франков! Это очень приличная сумма денег — зарплата юриста или учителя тогда составляла 75 франков, а друг Ван Гога папаша Танги получал 135 франков и кормил на эти деньги семью из пяти человек.
Другое дело, что ему вечно денег не хватало, но тут виноват сам художник — он был очень расточительный. Например, с красками обращался безалаберно, что сильно возмущало Гогена, поскольку тюбики были разбросаны везде, да еще и не закрытые, т.е засохшие, а, значит, им дорога только в урну (тогда как сам Гоген трепетно хранил каждую каплю).
Вы знали, что комнату свою в том самом Желтом доме в Арле художник обставил мебелью на общую сумму в 2500 франков? Или, что Ван Гог был страстным коллекционером? В его закромах числится около 600 японских гравюр и репродукций западноевропейской живописи, в частности, работы Франсуа Милле, которого художник очень любил. Люди с финансовыми трудностями коллекционерами не становятся.
Да, не Ван Гог эти деньги заработал — спонсором его жизни был Тео. Но, тем не менее, Ван Гог в деньгах не нуждался, у него их было всегда достаточно много.
3️⃣ "Красные виноградники в Арле" из ГМИИ им. Пушкина НЕ ЕДИНСТВЕННАЯ картина, которую продал за свою жизнь Ван Гог.
И не первая проданная. Но первая, проданная за очень приличные деньги: в 1890 году ее купили за 400 франков — Ван Гог вышел на большой рынок.
В остальном он продавался так же, как и его современники, типа того же Гогена. В одном только 1887 году Тео устроил брату две персональные выставки, где несколько работ было куплено.
Всего по официальным данным за жизнь Ван Гога продано 14 картин, но, скорее всего, конечно больше.
4️⃣ Ван Гог НЕ БЫЛ БЕЗУМНЫМ.
Ван Гог безбожно пил абсент и поглощал литрами кофе (вместо еды), из-за чего у него начались патологические проблемы со сном и, как следствие, сильные нервозы со всеми вытекающими.
Он не был ни шизофреником, ни эпилептиком, ни что там еще ему приписывают. Около 30 диагнозов поставили, ну смешно же.
Еще и на его хромой рассудок списывают маниакально завиртушный мазок. ВСЕ ЛОЖЬ и ПРОВОКАЦИЯ. Ван Гог — самоучка. Его мазок есть результат его незнания академического рисунка — рисовал он коряво, а такой способ живописи отлично маскировал все огрехи анатомии. Более того, художник по долгу писал на природе под открытым изнуряющем солнцем без головного убора — это естественная деформация, отразившаяся в моторике кисти. Потом он сделал из этого мазка свою фишку.
5️⃣ Ван Гог НЕ БЫЛ НЕПРИЗНАННЫМ.
Конечно, не все считали его гением. Но, за несколько лет до смерти художника, в Mercure de France популярный французский критик Анри Орье пишет о нем: "великий художник, наследник Рембрандта и Хальса".
При жизни Ван Гога.
У меня все. Занавес.