«Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой в русском костюме», Константин Егорович Маковский

«Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой в русском костюме», Константин Егорович Маковский 1900-1910г. Холст, масло. Размер: 92×71см. Государственный Исторический музей, Москва Современники

1900-1910г. Холст, масло. Размер: 92×71см. Государственный Исторический музей, Москва
Современники единодушно отмечали красоту княгини Юсуповой, ее ум, добросердечность, чувство вкуса и такт. Даже недоброжелатели семейства Юсуповых (таких во все времена было немало) оттаивали в присутствии Зинаиды Николаевны — она к каждому умела найти подход.
Дочь князя Николая Борисовича Юсупова и княгини Татьяны Александровны, урожденной графини Рибопьер, последняя в роде Юсуповых. Владелица огромного капитала, обширных земель, дворцов и художественных собраний. Замужем за графом Ф.Ф.Сумароковым-Эльстон. С 1891 года Зинаида Николаевна и ее муж получили право именоваться князьями Юсуповыми графами Сумароковыми-Эльстон. Княгиня была напрочь лишена присущей знати чопорности. З.Н.Юсупова занималась благотворительной деятельностью: на ее средства был сооружен Римский зал Музея изящных искусств в Москве.
Современники отмечали, что «маркиза нашего времени» княгиня Юсупова была не только «совершенным типом очаровательной светской женщины», но и идеальным выражением национальной красоты. Артистизм княгини, развитый любительскими благотворительными спектаклями, которые давались в театре в усадьбе «Архангельское», придворными маскарадами и костюмированными приемами в московском доме, производил особое впечатление, когда она облекалась в национальный наряд и исполняла русский танец.
Будучи фрейлиной императрицы Марии Федоровны, Юсупова носила придворное платье в русском стиле, введенное императором Николаем I, театральные и маскарадные русские костюмы, в которых запечатлена на фотографиях 1890-1900-х годов. В стилизованном русском костюме она блистала на знаменитом бале-маскараде в русском стиле 13 февраля 1903 года в Зимнем дворце.
«На балу шло соревнование за первенство между великой княгиней Елисаветой Федоровной и княгиней Зинаидой Юсуповой. Сердце мое ныло при виде этих двух „безумных увлечений“ моей ранней молодости. Я танцевал все танцы с княгиней Юсуповой до тех пор, пока очередь не дошла до „русской“. Княгиня танцевала этот танец лучше любой заправской балерины, на мою же долю выпали аплодисменты и молчаливое восхищение» — вспоминал Великий князь Александр Михайлович.
«Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой в русском костюме», написанный Константином Маковским, находился в кабинете дома князя Ф.Ф. Юсупова графа Сумарокова-Эльстон в Большом Харитоньевском переулке в Москве, реконструированном и декорированном в конце XIX века по проекту архитектора Н.В.Султанова.

«Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой в русском костюме», Константин Егорович Маковский 1900-1910г. Холст, масло. Размер: 92×71см. Государственный Исторический музей, Москва Современники

«Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой в русском костюме», Константин Егорович Маковский 1900-1910г. Холст, масло. Размер: 92×71см. Государственный Исторический музей, Москва Современники

«Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой в русском костюме», Константин Егорович Маковский 1900-1910г. Холст, масло. Размер: 92×71см. Государственный Исторический музей, Москва Современники

«Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой в русском костюме», Константин Егорович Маковский 1900-1910г. Холст, масло. Размер: 92×71см. Государственный Исторический музей, Москва Современники

Источник

Ваш комментарий