1629-1631гг. Холст, масло. Размер: см. Фонд Лерма (выставлен в Госпитале Тавера, Толедо)
Одно из самых необычных произведений Хусепе Риберы является типичным примером интереса эпохи барокко к диковинному и уродливому. Полное название картины звучит как «Портрет Магдалены Вентура с мужем (и сыном)» /Magdalena Ventura con su esposo e hijo»; «Mujer barbuda.
По сути, Хосе Рибера написал семейный портрет: на нем изображена бородатая женщина по имени Магдалена Вентура, родом из городка Абруцци, её муж Феличе де Амиче, а также младенец в возрасте примерно года-полутора, которого она прижимает к обнаженной груди, будто бы для кормления.
Рибера начал эту картину в 1629 году, а закончил в 1631 году. Он писал её в Неаполе, где проживал, будучи придворным художником вице-королей Неаполитанского королевства (находившегося тогда под властью Испании). Заказал картину патрон художника Фернандо Афан де Рибера и Энрикес, 3-й герцог Алькала — коллекционер с академическими и научными склонностями.
Донна Магдалина изображена в центре полотна. Она одета как кормящая женщина, дающая обнаженную грудь своему младенцу. За её плечом стоит пожилой муж. В правой части картины написаны блоки камня, на которых высечена рассмотренная нами выше надпись. Сверху на этих камнях лежит пряжа на веретене. Это символ женской доли, его задача – подчеркивать пол Магдалены, вопреки её бороде.
Известно, что борода у Магдалены Вентура начала расти, когда ей было 37 лет. Как считается, пятнадцатью годами позже у 52-летней Магдалены и её мужа родился ребенок, которого она и держит на руках. Всего у пары было трое детей.
По сути, сюжет этой картины — паноптикум, цирк уродцев, подобного ощущения благодаря подаче Риберы не создается. Он изображает бородатую женщину с жалостью и внимательностью. Он видит в ней человеческую личность. Лицо Магдалены демонстрирует горечь и удрученность. Позади неё изображен её муж, на чьем лице также заметна усталость; он выглядит утомленным и слегка задумчивым.
Морщины и следы душевных переживаний, а также симпатия, которую чувствует художник, делают этих пожилых людей не предметом для смеха, а поводом задуматься и почувствовать жалость к Магдалене. Ведь она – женщина, которая почти до сорока лет была нормальной, а потом вдруг потеряла свой пол. И теперь они вдвоем с мужем, и по сегодняшним меркам пожилые люди, а для XVII века тем более, вынуждены покинуть родной дом и семью по приказу вице-короля. Их судьба теперь – несколько лет позировать, как в стеклянной витрине, выставляя на обозрение нынешнюю ненормальность всей их семейной жизни, и показывать обнаженную грудь 52-летней женщины не только художнику, но и венецианскому послу и, возможно, многим другим посетителям.
Долгое время картина оставалась в семейной коллекции герцогов Алькала. Наследником стала племянница заказчика картины Ана Мария Луиса Энрикез де Рибера. Во время наполеоновского нашествия картина была отослана в Париж для Музея Наполеона. До 1829 года «Портрет бородатой женщины с мужем и сыном» находился на хранении в Королевской Академии Сан-Фернандо, где упоминается в каталогах. В итоге была унаследована семьей герцогов Лерма и сегодня она хранится в их собрании, экспонирующемся в музее Госпиталя Таверы в Толедо. Периодически полотно отправляется на длительные выставки в Прадо.
С картины было сделано несколько реплик и копий, в том числе рисунок Гойи (частная коллекция, США). Одна копия картины находится в Севилье, в «Доме Пилата»; также упоминаются копии во дворце Ла Гранха, в коллекции Руис де Альда (Мадрид).
До наших дней дошел еще один испанский портрет бородатой женщины, который написал сорока годами ранее Хуан Санчес Котан — «Портрет Бригиды дель Рио, бородачки из Пеньяранды» (Retrato de Brigida del Rio, la Barbuda de Penaranda, 1590 год, Прадо). (Описание картины Хуана Санчеса Котана здесь: