«Полдень

«Полдень В окрестностях Москвы», Иван Иванович Шишкин 1869г. Холст, масло. Размер: 111.2×80 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва Эскиз «Полдень. Окрестности Москвы. Братцево»

В окрестностях Москвы», Иван Иванович Шишкин 1869г. Холст, масло. Размер: 111.2×80 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Эскиз «Полдень. Окрестности Москвы. Братцево» художник Иван Иванович Шишкин написал в 1866 году в усадьбе Братцево, где гостил у владельца — поручика Петра Васильевича Ладомирского. А через три года картина, созданная на его основе, стала первой из картин Шишкина, купленных Павлом Третьяковым для только что открытой галереи.
Главным итогом лета в усадьбе Ладомирского стал этюд «Полдень. В окрестностях Москвы. Братцево». Размытая просёлочная дорога, колосящаяся рожь, полоса леса на горизонте и, главное, небо — огромное, на две трети холста.
— Скорее всего, это вид с дороги, которая вела от села Рождествена к деревне Гаврилково, — говорит Дмитрий Дроздецкий. — Вдалеке видна излучина реки Сходни, она была полноводной, там водилось много рыбы.
В начале 1869 года Шишкин возвращается к эскизу и перерабатывает его в картину, которой суждено стать знаковой.
Что изменилось при переработке эскиза в картину Во-первых, название: исчезла локальная привязка «Братцево», осталось глобальное «Полдень в окрестностях Москвы».
Во-вторых, исчезли деревья по обе стороны дороги. На их месте справа расстилается ржаное поле, за ним — бескрайний простор, а слева выросла деревня — избы, церковь с колокольней, сараи.
— На полотне хорошо видна Рождественская церковь, она известна с 1628 года, — говорит Дмитрий Дроздецкий.
По-другому выглядит и сама дорога: она чище, меньше разъезжена, лужи высохли. Картина стала многолюднее.
Но главное — небо. Оно стало выше, глубже, объёмнее, так и дышит свежестью и силой и занимает уже не две трети, а три четверти картины.

.

Ваш комментарий