Услужливая горничная. Жан-Фредерик Шалль.Услужливая горничная. Жан-Фредерик Шалль.
И уже знаете, что если перед нами французский художник-жанрист 19 века, стоит ожидать чего-то пикантного. Сюжеты из истории и мифологии Жан-Фредерика Шалля – не исключение, почти каждый приправлен острыми подробностями.
Жан-Фредерик Шалль.Жан-Фредерик Шалль.
Многие склонны считать, что пик развития эротизма в искусстве происходит сейчас, но это далеко не так. Конечно, во времена строго соблюдения этикета, темы 18+ были табуированы, но вовсе не означает, что никто не думал об ЭТОМ и не создавал произведения на соответствующую тему.
Жан-Фредерик Шалль родился в 1752 году в Страсбурге. С переездом в Париж, начинающему живописцу удалось поступить в Королевскую школу протеже под эгидой Николаса Ги Бренетаи, в студию Франческо Казановы. Став штатным художником при пфальцграфе Цвейбрюккенском Кристиане IV, Жан-Фредерик не только писал аристократические портреты, но и создал так называемый «Секретный музей» — серию живописных полотен развратного содержания.
Когда целомудрие спит, любовь ожидает. Жан-Фредерик Шалль.Когда целомудрие спит, любовь ожидает. Жан-Фредерик Шалль.
Как рисовальщик Жан-Фредерик Шалль был превосходен. В его искусстве слились все прелести возвышенного, оторванного от жизни и замкнутого на роскоши стиля рококо. Авторские приемы сохранились и ничуть не приуменьшились и в его пикантных сценах.
Пастух и пастушка у фонтана. Жан-Фредерик Шалль.Пастух и пастушка у фонтана. Жан-Фредерик Шалль.
Его «любовные» произведения хоть и овеяны духом крайнего эротизма, все равно живописны и красивы. Позы героинь (чаще всего именно на женских образах завязано повествование), умеренная телестность, антураж довольно театральный, как принято в рококо.
Зефир коронует Флору. Жан-Фредерик Шалль.Зефир коронует Флору. Жан-Фредерик Шалль.
О жестоком, развратном реализме в творчестве Жан-Фредерика нет и речи, все у него постановочно: театральные занавесы, красивый фон в садах или покоях – все лишено правдивости и подкреплено чувство вуайеризма.
Утренний туалет. Жан-Фредерик Шалль.Утренний туалет. Жан-Фредерик Шалль.
Кстати, зритель себя чувствует именно «подглядывающим» за интимной сценой. Этот эффект художник создал специально и в нем особенная пикантность творчества Шалля. Часто в композиции мы замечаем еще один аналог зрителя – стаффаж или второстепенного персонажа, наблюдающего запретное. И тогда непосредственному зрителю уже становится не так стыдно, раз его чувства переносятся на другого героя картины.