Посмотрите на эти два изображения. Сравните их. Мы видим портрет Изабеллы Медичи до и после реставрации. Думаете, мастера схалтурили? Нет, на самом деле не все так просто. Дама с картины действительно стала выглядеть чуть менее приятно (хотя, как говорится, на вкус и цвет товарища нет), но вовсе не потому, что рестораторы не справились с задачей. Как раз наоборот.
Портрет Изабеллы Медичи / Музей искусств Карнеги / Общественное достояние. Портрет Изабеллы Медичи / Музей искусств Карнеги / Общественное достояние.
Портрет Изабеллы Медичи находится в Музее искусств Карнеги в Питтсбурге. В коллекцию она попала много лет назад, как полотно руки итальянского живописца Бронзино, жившего в XVI веке во Флоренции. Однако эксперты сомневались, причем, сильно. Ну не похоже! Как говорится, царь-то ненастоящий! Придворный художник двора Медичи оставил после себя много работ. Эта выглядела, как подделка, будто бы Изабеллу рисовали для коробки конфет.
Немного о принцессе Медичи, в замужестве – герцогине Браччано. Дама она известная, ей посвящены многие литературные произведения и даже опера. Её семья пользовалась огромным влиянием во Флоренции. Изабелла известна, как покровительница искусств и науки, математик и композитор. Ходят слухи, что в июле 1576 года её cгубил вечно всё подозревавший супруг, но современные историки сомневаются. Мол, это недруги Медичи слухи распускали.
Портреты Изабеллы Медичи / Портреты XVI века.Портреты Изабеллы Медичи / Портреты XVI века.
Так или иначе, в музее Карнеги решили, что непонятную картину следует убрать из коллекции. Явно ведь какой-то «новодел». Однако перед тем, как окончательно избавиться от неё, портрет решили показать Фрэнсис Лидхэм, опытной реставраторше, много работавшей с полотнами XIX века. Мастер своего дела отправила потрет на рентген и неожиданно под одним изображением стало проглядывать другое, совершенно другое.
Оказалось, картина действительно была написана где-то около 1574 года, но в конце XIX века её «осовременили». Реставратор хотел, чтобы потрет быстро купили, и для этого он сделал Изабеллу Медичи «попопсовее», посимпатичнее – по меркам своего викторианского времени. Уменьшил в размерах лоб, нос и даже кисть руки, сделал милое ровное личико приятного оттенка. Принцесса из дома Медичи уже и не походила на себя – до нашего времени дошли и другие портреты Изабеллы.
Обратите внимание на руку. Обратите внимание на руку.
Реставратор Фрэнсис Лидхэм взялась за работу и убрала с картины эпохи Возрождения слои краски, нанесенные в конце XIX века. Но что вы думаете?! Когда портрет в формате «до» и «после» показали в интернете и он разлетелся по соцсетям, далеко не все поняли, где оригинал. Оказалось, многим людям нравится миловидный вариант слева, хотя он далек от истины. Они жаловались, мол, зачем такую красоту испортили!