Пейзаж с Аполлоном и Сивиллой Кумской — Сальватора Роза

Картина Сальватора Роза Пейзаж с Аполлоном и Сивиллой Кумской

Для позднего периода творчества Сальватора Розы характерны пейзажи, передающие различные состояния атмосферы и населенные мифологическими персонажами. Примером может служить «Пейзаж с Аполлоном и сивиллой Кумской». Как повествует Овидий («Метаморфозы», XIV), влюбленный Аполлон пообещал сивилле выполнить любое ее желание, если она подарит ему свою благосклонность. Тогда сивилла набрала пригоршню пыли и попросила бога даровать ей столько же лет жизни, сколько в горсти пылинок.

Пейзаж с Аполлоном и Сивиллой Кумской

Пейзаж с Аполлоном и Сивиллой Кумской

Ее желание было выполнено, однако потом Аполлон отплатил сивилле за ее капризный нрав. Она забыла попросить у бога вечную юность и постепенно стала стареть. Семьсот лет она прожила безобразной старухой, мечтая о смерти.

Роза изображает сцену встречи сивиллы Кумской и ее двух спутниц с Аполлоном, восседающим на пне с золотой лирой в руках. Среди романтического каменистого пейзажа с правой стороны видна пещера, где живет сивилла. На заднем плане виден стоящий на холме акрополь города Кумы, где когда-то был воздвигнут храм Аполлона. Здесь Роза проявляет свое мастерство в использовании света. Правый склон горы погружен в глубокую тень, а левый освещается сзади золотистым вечерним небом. Сцена с фигурами выделяется на темном фоне благодаря ярким краскам. Одеяние Аполлона розовато-желтое, наряд сивиллы сочетает лимонно-желтый и ярко-голубой цвета.

В выборе сюжета Роза находится под явным влиянием Клода Лоррена, однако в его картинах заметен иной взгляд на природу. В его пейзажах нет торжественного покоя, гармоничной прозрачности и ясности работ французского мастера; напротив, они полны страстного динамизма и тревожного света, придающих полотнам ощущение одиночества и грусти.

 

Ваш комментарий