1907 г. Холст, масло. Размер: 68,5х88 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
В начале ХХ века издательство Кнебеля задумало выпустить серию наглядных школьных пособий — «Картины по русской истории». Привлекли выдающихся художников Серебряного века: А. Бенуа, И. Билибина, братьев Васнецовых, М. Добужинского, С. Иванова, Д. Кардовского, Б. Кустодиева, Е. Лансере, В. Чемберса. Серову было предложено написать картину, изображающую Петра I на постройке Петербурга. Валентин Александрович принял заказ и сразу же с увлечением приступил к работе: его давно интересовала эта колоритная фигура русской истории.
Художник копался в архивах Эрмитажа, перерисовал все предметы одежды Петра и его восковую маску, выполненную Растрелли и случайно открытую теперь художником Бенуа. Усердно посещал лекции историка Ключевского, от которого узнал, что Петр I был полон противоречий, порой отвратительных: был груб, деспотичен, но искренен; был способен на самую невероятную жестокость и на самое высокое благородство. Образ Петра двоился в сознании Серова.
С одной стороны, Петр на картине В. А. Серова предстает перед нами сгустком могучей преобразовательной воли, влекущим за собой спотыкающееся и еле поспевающее за государем дворянство. Вместе с тем, Валентин Александрович показал Петра I живым, не приглаживая и не припудривая. Ему обидно, что «благодарные потомки» изображают монарха опереточным красавцем и героем. Какой же красавец, если был непомерного роста – более двух метров – и на тонких ногах Какой же герой, если устраивал пытки, на которых присутствовал и часто сам пытал
Но Петр создал российский флот, победил могущественных шведов, упрочил позиции государства и провел великие реформы!
Да, страшный человек. Но и век был страшный.