1887г. Холст, масло. Размер: 70 х 92 см. Государственный Русский музей.
Картина была написана художником в Париже по заказу императора Александра III и изображает один из эпизодов пребывания Петра Великого во французской столице во время его второго заграничного путешествия в 1717 году.
Осматривая достопримечательности города, Петр посетил женскую школу, основанную знаменитой Франсуазой д’Обиньи маркизой де Ментенон, морганатической женой Людовика XIV. Расспросив о занятиях и осмотрев учебные классы этого образцового воспитательного заведения, царь решил увидеть саму Ментенон, бывшую для него живым воплощением «великого века» Людовика XIV, к которому Петр испытывал пиетет. Опасаясь встречи с правителем неведомой и дикой Московии, Ментенон сказалась больной. Петр, не смущаясь данным обстоятельством, без разрешения вошел в комнату, где она находилась, приподнял занавески у постели, посмотрел на мнимо больную и затем, ни слова не сказав, вышел вон.
Петр I был высок, весьма хорошо сложен, довольно сухощав: лице его было смугло и выразительно, глаза большие и живые, взор проницательный и иногда суровый, особенно в то время, когда лице его подвергалось судорожному сотрясению, которое было следствием яда, данного ему в детстве; но как скоро ему хотелось сделать ласковый прием, физиономия его становилась приятною и дружелюбною, хотя северная жесткость никогда ни сглаживалась с ней совершенно. Его движения, быстрые и стремительные, обнаруживали характер рьяный и страсти неукротимые. Вид величия, запечатленного безстрашною самоуверенностью, показывал Монарха, который везде чувствует себя самодержцем.