Павел Фёдорович Челищев

Павел Фёдорович Челищев 1898 — 1957) — русский художник, основатель мистического сюрреализма за 9 лет до появления этого направления у Дали. Родился 3 октября 1898 года в с. Дубровка (Калужская

1898 — 1957) — русский художник, основатель мистического сюрреализма за 9 лет до появления этого направления у Дали. Родился 3 октября 1898 года в с. Дубровка (Калужская область.). Отец — помещик Федор Сергеевич Челищев, математик по образованию, он ознакомил Павла Челищева с геометрией Лобачевского, которая привела будущего художника к идее «Внутренней мистической перспективы».
Видя тягу сына к живописи, выписал журнал «Мир искусства».
Ранние пейзажи Дубровки показали Коровину. Тот сказал: «Мне нечему его учить. Он уже художник».
В 1918 году многодетная семья Челищева была погружена на подводу и выселена. Павел Челищев оказался в Киеве, где брал уроки у Экстер и Мильмана. Был картографом в добровольческой армии Деникина. Вычерчивал укрепления Сивашского перешейка.
Эмигрировал в Стамбул. Затем в Париже становится известным театральным художником труппы Дягилева. Перед войной эмигрирует в США, где достигает мировой славы как живописец. В 1948 уединяется в Италии на вилле Фраскати.
Смысл своего творчества он раскрывает в письме из Нью-Йорка к сестре, кремлёвской учительнице литературы Варваре Федоровне Зарудной (Челищевой).
Мистическая перспектива отличается от Леонардовской тем, что мир видим не изнутри вдаль, а одновременно в смешении многих проекций сверху-снизу, изнутри-снаружи.
Челищев утверждает, что ещё в 1920-х годах нашёл универсальный модуль таких проекций и применил их в постановке последнего балета труппы Дягилева в Париже и в Лондоне в 1929.
Балет «Ода» на музыку Николая Набокова и в постановке Леонида Мясина оформлял по просьбе Дягилева Павел Челищев. Главную партию исполнял Сергей Лифарь.
Открытие Челищева высоко оценили Гертруда Стайн и Эдит Ситуэлл. Пресса и критика отнеслась к сценическому прозрению скептически.
В одном из последних писем из Италии Константину Кедрову Челищев особо отмечает строки начинающего поэта: «Я вышел к себе через-навстречу — от. И ушёл под, воздвигая над».
Художник узнает здесь свою мистическую перспективу.
Живопись Челищева высоко ценили Дали и Пикассо, но мировая известность началась с картины «Ищущий обрящет» (или «Каш-каш» — прятки),завершеной художником под впечатлением вести о рождении единственного продолжателя рода своего внучатого племянника Константина Кедрова в суровый 1942-ой г.Фигурка, рождающегося младенца-символ продолжения рода Павла Челищева, не имевшего семьи и детей.
Через 14 лет Челищев сообщит об этом в переписке со своей сестрой Варварой Зарудной, преподававшей литературу дочери Сталина Светлане Аллилуевой и с вернувшейся из Гулага Марией Федоровной Клименко.
Около картины в Нью-Йорке зрители простаивали часами. Дети искали там новые фигурки младенцев среди листвы. Рядом висела «Герника» Пикассо и во всех опросах «Каш-каш» опережала «Гернику» по популярности.
Это была первая часть задуманного триптиха Чистилище-Ад-Рай. «Чистилище» («Ищущий обрящет», Музей современного искусства — MOMA) — «Ад» («Феномена», ныне в Государственной Третьяковской галерее) — «Рай» (последний цикл «Ангелические портреты»).
Чистилище — изображение нутра рождающей материнской утробы, из которой головой вперед-книзу в расширяющейся перспективе из нутра материнской утробы вылетает младенец. Утроба — одновременно ствол дерева жизни, дорога, по которой движется шагающий андрогин, и рука-нога, где ступня — корни, а кисть руки — крона. В кроне, уходящей в синеву неба — множество листьев-младенческих голов, напоминающих ангелочков Рафаэля в «Сикстинской Мадонне».
«Феномена» — Ад — выполнена как пирамида с входом, возле которого сидит Гертруда Стайн и вяжет покров Изиды. У подножия пирамиды множество уродцев, внешне напоминающих исторических лиц и знакомых художника. Сам он в левом углу возле мольберта пишет картину, на которой видны контуры повешенного темнокожего человека. На картине множество исторических персонажей.
Младенец с теннисной ракеткой Петр Великий, внизу Игорь Стравинский (Челищев оформлял его оперу «Орфей»). Эту картину по завещанию Челищева в 1962 году привёз и подарил Третьяковке Кирштайн. До середины 1990-х она была спрятана от зрителей и не разу не экспонировалась.
«Рай» («Ангелические портреты») состоит из множества прозрачных портретов, где насквозь видно все анатомическое строение. Но постепенно они превращаются в серию сияющих структур и кристаллов. Это тот самый модуль мира, который Челищев искал всю жизнь в себе и в других. Ключевая картина этого цикла «Апофеоз» ныне приобретена частным коллекционером и находится в Москве.
В галерее «Наши художники» на Рублевке ряд картин из наследства Константина Кедрова, полученного в начале 70-х. Среди них знаменитый автопортрет маслом и чрезвычайно редкие пастельные портреты сестер Софи и Марии, выполненные юным Челищевым в 1914 г в Дубровке. Другие пастели переданы К.Кедровым в Русский Музей в 1986 г. В Нью Йорке работы Челищева есть в частных коллекциях Розенфельда, Майкла Кроуэла и Лукаса.
Челищев умер от инфаркта, принятого за воспаление лёгких, и был вначале похоронен на паперти православной обители в Италии во Фраскати. Затем его сестра Александра Заусайлова (Челищева) перезахоронила его прах во Франции на кладбище Пер-Лашез, но первое место захоронение тоже сохранено.

Павел Фёдорович Челищев 1898 — 1957) — русский художник, основатель мистического сюрреализма за 9 лет до появления этого направления у Дали. Родился 3 октября 1898 года в с. Дубровка (Калужская

Павел Фёдорович Челищев 1898 — 1957) — русский художник, основатель мистического сюрреализма за 9 лет до появления этого направления у Дали. Родился 3 октября 1898 года в с. Дубровка (Калужская

Павел Фёдорович Челищев 1898 — 1957) — русский художник, основатель мистического сюрреализма за 9 лет до появления этого направления у Дали. Родился 3 октября 1898 года в с. Дубровка (Калужская

Павел Фёдорович Челищев 1898 — 1957) — русский художник, основатель мистического сюрреализма за 9 лет до появления этого направления у Дали. Родился 3 октября 1898 года в с. Дубровка (Калужская

Павел Фёдорович Челищев 1898 — 1957) — русский художник, основатель мистического сюрреализма за 9 лет до появления этого направления у Дали. Родился 3 октября 1898 года в с. Дубровка (Калужская

Павел Фёдорович Челищев 1898 — 1957) — русский художник, основатель мистического сюрреализма за 9 лет до появления этого направления у Дали. Родился 3 октября 1898 года в с. Дубровка (Калужская

Павел Фёдорович Челищев 1898 — 1957) — русский художник, основатель мистического сюрреализма за 9 лет до появления этого направления у Дали. Родился 3 октября 1898 года в с. Дубровка (Калужская

Павел Фёдорович Челищев 1898 — 1957) — русский художник, основатель мистического сюрреализма за 9 лет до появления этого направления у Дали. Родился 3 октября 1898 года в с. Дубровка (Калужская

Павел Фёдорович Челищев 1898 — 1957) — русский художник, основатель мистического сюрреализма за 9 лет до появления этого направления у Дали. Родился 3 октября 1898 года в с. Дубровка (Калужская

Павел Фёдорович Челищев 1898 — 1957) — русский художник, основатель мистического сюрреализма за 9 лет до появления этого направления у Дали. Родился 3 октября 1898 года в с. Дубровка (Калужская

Источник

Ваш комментарий