нем. Paul Klee, 18 декабря 1879 — 1940 ) — немецкий и швейцарский художник, график, теоретик искусства, одна из крупнейших фигур европейского авангарда. Как и его друг, Василий Кандинский, Клее с 1921 года преподавал в Баухаусе в Веймаре, а затем, после переезда школы, и в Дессау. С 1931 года он был профессором Дюссельдорфской академии художеств. После прихода к власти в Германии национал-социалистов он был освобожден от занимаемой должности и вернулся в Берн, где провёл последние годы. Несмотря на тяжёлую прогрессирующую болезнь (склеродермия) в этот период Клее много и плодотворно работал. Автор теоретических сочинений «Schöpferische Konfession» (1920) и «Педагогические эскизы» (нем. Pädagogisches Skizzenbuch, 1925).
Гражданин Германии, Клее родился, провёл значительную часть жизни и умер в Швейцарии.
НЕКОТОРЫЕ МАРИОНЕТКИ РУЧНОЙ РАБОТЫ ПАУЛЯ КЛЕЕ ДЛЯ ЕГО СЫНА ФЕЛИКСА
С 1916 по 1925 год он изготовил вручную более 50 кукол.
Когда у него родился сын Феликс (1907), Клее все еще не имел дохода как художник, а его жена Лили Штумпф работала учителем игры на фортепиано и пианисткой. По этому Клее взял на себя все обязанности по уходу за ребенком и работе по дому.
Когда Феликсу исполнился год, он серьезно заболел, и Клей полностью посвятил себя заботе о сыне. Он вел подробные записи в дневнике под названием «Календарь Феликса», отмечая ежедневное состояние сына и принимаемые лекарства, также есть записи о том, когда сын впервые заговорил, когда играл в игры…
Возможно, из-за таких близких отношений отца с сыном позже началось изготовление ручных кукол. Болезнь ребенка и горестные переживания Клее в итоге обернулись общением, полным тепла любви и дружбы.
В 1916 году, к девятилетию любимого отпрыска, папаша смастерил набор из восьми перчаточных кукол, взяв за основу образы персонажей немецкого народного театра. Идея возникла как результат походов на мюнхенский блошиный рынок: пока отец приценивался к старинным рамам, сын хохотал над кукольными представлениями, традиционно сопровождавшими ярмарку подержанных вещей.
Тогда семейство Клее проживало в мюнхенском предместье в крохотной квартирке, где импровизированные спектакли устраивались прямо в дверном проеме между спальней и гостиной. Роль авансцены исполняли старые подрамники, драпированные занавесками, а декорациями служили коллажи из полосок ткани, журнальных иллюстраций и живописных фрагментов.
Игра в театр очень нравилась мальчику, да и сам Клее настолько увлекся, что в течение десятка лет продолжал пополнять коллекцию, в общем количестве создав около пятидесяти кукол.
Позднее в «перчаточной братии» появились шаржированные фигуры политиков и коллег-художников, полуабстрактные фантастические создания в дадаистском духе и даже автопортрет художника.
В дело шел весь хлам, предназначенный на выброс: пустые спичечные коробки, коровьи мослы, ореховые скорлупки, электрические розетки, обрезки меха, старые перчатки, щетина из кисточек и даже человеческие волосы. Кукольные головки художник формовал из марли, пропитанной гипсовой массой, а различные мелкие предметы служили для них каркасной основой. Часто эти коробки и скорлупки проглядывали сквозь неплотный слой гипса, придавая кукольным лицам дополнительные оригинальные черты. На просохшую заготовку наносился красноватый грунт, поверх него ложился слой «лицевых белил», по которому велась роспись.
Уходя из отчего дома в большой мир, восемнадцатилетний Феликс прихватил с собой и любимых кукольных персонажей — как частичку домашнего уюта, как семейный талисман. Сын художника утверждал, что кукольный театр «превратил его в волшебника, имевшего успех у всех, у молодых и старых». Некоторым образом этот успех обозначил и его призвание — повзрослевший Феликс Клее состоялся как профессиональный театральный режиссер. К сожалению, почти вся коллекция его любимцев погибла во время второй мировой войны в разбомбленном Вюрцбурге.