Иллюстрации американского журнала Puck («Шалун»)Иллюстрации американского журнала Puck («Шалун»)
Может показаться, что Революция, бурная воинственность во времена Второй мировой, Холодная война сформировали образ недружественной суровой России. Однако, судя по данным историков, по многочисленным миниатюрам и карикатурам, Россию боялись примерно с 16 века.
Иллюстрации американского журнала Puck («Шалун»)Иллюстрации американского журнала Puck («Шалун»)
Выходит, примерно сразу, как иностранцы начали о ней что-то узнавать. Сложные погодные условия, масштабы и дальность путешествий не особо привлекали западных гостей. А увидеть настоящую Россию за пределами Подмосковья и вовсе удавалось лишь единицам.
Иллюстрации американского журнала Puck («Шалун»)Иллюстрации американского журнала Puck («Шалун»)
Роскошные леса, обильно заселенные зверьем, полноводные реки, богатая и дикая земля, окутанная холодами – примерно так представляли себе загадочную Россию на западе вплоть до ХХ века. Хотя, многие до сих пор представляют ее именно такой.
Иллюстрации американского журнала Puck («Шалун»)Иллюстрации американского журнала Puck («Шалун»)
Интересно, что в 19 веке в карикатурах и шаржах о России ее уже довольно тесно соотносят с медведем. Этот культурный код уже не переделать. Но хоть веселые картинки призваны развеселить, даже порой высмеять определенный образ, медведь внушает страх и трепет.
Иллюстрации американского журнала Puck («Шалун»)Иллюстрации американского журнала Puck («Шалун»)
В Америке был довольно популярным журнал под названием «Шалун», где печатались картинки, комиксы и карикатуры фривольного и не толерантного содержания. Часто там высмеивалась Россия, полная имперских замашек. Желающая, во что бы то ни стало расширить свои границы, завоевать и оккупировать. Об этом говорили уже в 19 веке – так считают и сейчас те непросвещенные умы, не осознающие чего стоит кормить и держать под контролем огромную империю.
Иллюстрации американского журнала Puck («Шалун»)Иллюстрации американского журнала Puck («Шалун»)
А вот гораздо более оскорбительный образ: Россия на «Суде мирового презрения». Председательствует Дух Цивилизации. Россия показана в виде грязного, неопрятного и дикого мужика, непросвещенного крестьянина, озлобленного и при этом недалёкого.
Россия на «Суде мирового презрения». Председательствует Дух ЦивилизацииРоссия на «Суде мирового презрения». Председательствует Дух Цивилизации
Смысл ее конечно в том, что Россию якобы нельзя отнести к цивилизованной стране, где все еще царит грубость нравов и несоблюдение свобод. Тут становится совершенно ясно, что у России и Запада кардинально разные пути. Как и понятия о том, что такое истинная свобода.