Камера смертника)», Михай Либ МункачиСуществует два варианта картины, написанные с интервалом 11 лет:
1. 1869 г. 139×193.5 см. Венгерская национальная галерея, Будапешт
2. 1880 г. 119×170.5 см. Венгерская национальная галерея, Будапешт
На картинах изображен последний день жизни приговоренного к смерти бетьяра — так звали Робингудов Венгрии, этих великодушных и справедливых разбойников из народа, страшных лишь для толстосумов и знати.
По закону тех лет, придуманному для устрашения людей, было сделано так, что любой мог прийти посетить обреченного в последние часы перед казнью.
Бетьяр сидит за столом. Тяжелая рука опущена на белую скатерть. За окном яркий день. Но горят две свечи, напоминая о трагедии. Позванивают кандалы на ногах. Брошена на пол Библия. Осужденный сжал кулаки.
Он отвернулся от докучливых взоров.
Рыдает жена, прильнувшая к холодной, сырой стене. Ничего не понимает маленькая дочка. На переднем плане, спиной к нам, взъерошенный мальчуган. Это, может быть, сам маленький Михай Мункачи, будущий автор картины. Ведь он не раз в юности был свидетелем подобных сцен.
Задумался жандарм. С ужасом глядит на бетьяра случайно зашедшая молодая женщина, прижимая к груди своего младенца.
Скорбит усатый мужчина в черном плаще. Он скрестил руки, но взор его обещает, что смерть бетьяра не останется без возмездия.
Часы отмеряют последние минуты.