Габриэль Мюнтер "Автопортрет", 1908. ФрагментГабриэль Мюнтер "Автопортрет", 1908. Фрагмент
Она была в числе тех немногих счастливчиков, чьи работы нацисты не отправили на выставку Дегенеративного искусства, хотя по всем правилам хорошего арийского тона им там было самое место.
Габриэль Мюнтер "Автопортрет", 1908Габриэль Мюнтер "Автопортрет", 1908
А еще именно она прятала от нацистской расправы в подвале своего дома в Мурнау картины Кандинского и участников "Синего всадника".
А потом, в 1957 году, когда ей исполнилось 80 лет, передала всю, любовно сохраненную ею, коллекцию городской галерее Ленбаххаус — около 1000 живописных произведений, из которых более 90 работ маслом Василия Кандинского и 330 его рисунков, акварелей, альбомов с набросками и росписей на стекле и на дереве.
Ныне это самое крупное собрание работ участников "Синего всадника", сконцентрированное в одном месте и самая объемная коллекция важнейшего периода в творчестве Василия Кандинского — его переход от предмета к абстракции. Когда он еще только стоит на пороге открытия, можно сказать, приоткрывает дверь в мир абстракции, пока еще принадлежащей реальности (как по мне, так это лучшее, что создал Кандинский, впрочем, об этом я писала, напомню в сторис).
Геолокация такая: страна Германия, город Мюнхен, место Ленбаххаус, пароль для входа — QR-код.😂
А имя дамы, благодаря которой все эти драгоценности уцелели — ГАБРИЭЛЬ МЮНТЕР. И она очень хорошая художница.
Габриэль Мюнтер Габриэль Мюнтер
Такой классический модернист — воспринимала мир в простых, контурных структурах. Никаких радикальных вольностей: не ушла в абстракцию, не бредила радикальным экспериментом, не занималась морализаторством, но старательно упрощала, обобщала, схематизировала (использовала контрастные чистые цвета, жирную черную обводку и плоские формы — увлечение линогравюрой, рисованием на стекле и вообще все в духе времени).
А начался ее путь с "Фаланги" — художественное объединение, созданное в мае 1901 года Василием Кандинским, Рольфом Ницки, Вальдемаром Хеккелем и Вильгельмом Хьюсгеном.
Хотя нет, началось все много раньше — юная Габриэль с детства увлекалась рисованием, но именно в "Фаланге" 25-летняя Мюнтер получила возможность учиться (Кандинский становится руководителем "Фаланги" и открывает там художественную школу, а мы помним, что то было время, когда женщинам путь в Академии художеств был закрыт).
Именно в "Фаланге" Мюнтер встречает его — Василия Васильевича Кандинского. Он стал ее педагогом, другом, соратником, единомышленником, любовником. Они вместе будут путешествовать по Европе и Северной Африке (посетят Голландию, Швейцарию, Тунис, Рапалло), некоторое время поживут в Париже, а потом она купит небольшой домик в Мурнау и будет жить в нем до самой своей смерти. Вначале с Кандинским, потом с его работами.
Габриэль Мюнтер Габриэль Мюнтер
И сегодня не ждите от меня душераздирающей истории любви Кандинского и Мюнтер. Об этом написано масса статей. Мюнтер вообще из-за этой связи воспринимается всегда вторично, в тени русского гения.
И это ой как несправедливо, ибо двигались они синхронно, более того, многое Кандинский увидел именно у Мюнтер. Но наш русский мерен галопом помчался дальше покорять Эверест, а немецкая кобылка мало того, что не стремилась туда, на Олимп, так еще и живопись забросила на долгие годы — после расставания с Василием Васильевичем Мюнтер впала в продолжительную депрессию, из которой выходила 10 лет (они были вместе 12 лет и фотографировались с котиками, а потом он женился на другой).
Вообще, о Габриэль Мюнтер достаточно знать два момента:
1️⃣ Она была превосходным графиком и легко переводила в четкую линию свои визуальные идеи. Односложно, внятно, без бабского слащавого кокетства и приторности.
Габриэль Мюнтер "Портрет Василия Кандинского", 1906Габриэль Мюнтер "Портрет Василия Кандинского", 1906
Габриэль Мюнтер "Пара в интерьере", 1917Габриэль Мюнтер "Пара в интерьере", 1917
Габриэль Мюнтер "Кандинский играет на фисгармонии, 1907Габриэль Мюнтер "Кандинский играет на фисгармонии, 1907
Да и цветом орудовала также свободно и легко, как Кандинский.
Габриэль Мюнтер "Мечеть в Тунисе", 1905Габриэль Мюнтер "Мечеть в Тунисе", 1905
Габриэль Мюнтер "Мечеть в Тунисе", 1905. ФрагментГабриэль Мюнтер "Мечеть в Тунисе", 1905. Фрагмент
Габриэль Мюнтер "Мечеть в Тунисе", 1905. ФрагментГабриэль Мюнтер "Мечеть в Тунисе", 1905. Фрагмент
2️⃣ Мурнау — место становления Мюнтер (и Кандинского), ибо именно там она обрела себя как художник: "После короткого периода агонии [имеются ввиду импрессионистические эксперименты] я сделала большой скачок от копирования натуры к ощущению содержания, к абстрагированию, к отрывку".
Это крупные плотные формы и локальные, чистые цвета. Такой живописный витраж, где вся религиозность сконцентрирована в том красном или этом синим; где богом является черный контур, апостолами — яркий цвет, ангелами — форма, догматикой — контрасты.
Габриэль Мюнтер "На лугу. Марианна Веревкина и Алексей Явленский", 1909Габриэль Мюнтер "На лугу. Марианна Веревкина и Алексей Явленский", 1909
Габриэль Мюнтер "На лугу. Марианна Веревкина и Алексей Явленский", 1909. ФрагментГабриэль Мюнтер "На лугу. Марианна Веревкина и Алексей Явленский", 1909. Фрагмент
Именно в Мурнау Мюнтер познакомилась с реверсивной росписью по стеклу (с обратной стороны) и очаровалась ею, потому что просто и ясно, и ничего лишнего, только самая суть — тот самый отрывок, в котором все сказано.
ПОЗЖЕ, т.е ПОСЛЕ НЕЕ, Кандинский, Марк, Август Макке и др. экспрессионисты также освоят и полюбят эту технику, начнут писать на стекле, приемы которой будут переносить на холст. Но ПЕРВОЙ БЫЛА МЮНТЕР.
Габриэль Мюнтер "Ландшафт", 1910.Габриэль Мюнтер "Ландшафт", 1910.
Габриэль Мюнтер "Ландшафт", 1910. ФрагментГабриэль Мюнтер "Ландшафт", 1910. Фрагмент
Да, на этом ее радикализм закончился. Но в нем она настолько самоценна и хороша, что диву даешься. Это упоение цветом и линией.
Домик, в котором жила художница в Мурнау, обзовут "русским" и тогда, в конце 1900-х, в нем кипела жизнь — здесь подолгу оставались Явленский и Веревкина, Марк и Макке, составлялись грандиозные планы по з̶а̶х̶в̶а̶т̶у̶ ̶м̶и̶р̶а̶ организации "Синего всадника", совершались живописные революции (погранзона между экспрессионизмом и абстракцией).
А еще расписывалась мебель.
"Кандинский разрисовал мой шкаф особым образом — мило и забавно. Через среднее отделение проносится синий всадник, а за ним — темная всадница. Он повернулся и машет ей рукой, а она скачет изо всех сил: иногда эта шутка раздражала меня, потому что была абсолютной неправдой — он ни разу не обернулся и никогда так и не сказал "пойдем со мной"" (Из дневников Мюнтер).
Шкаф, расписанный Кандинским.Шкаф, расписанный Кандинским.