Она была в числе тех немногих счастливчиков, чьи работы нацисты не отправили на выставку Дегенеративного искусства.

Она была в числе тех немногих счастливчиков, чьи работы нацисты не отправили на выставку Дегенеративного искусства.

Габриэль Мюнтер "Автопортрет", 1908. ФрагментГабриэль Мюнтер "Автопортрет", 1908. Фрагмент

Она была в числе тех немногих счастливчиков, чьи работы нацисты не отправили на выставку Дегенеративного искусства, хотя по всем правилам хорошего арийского тона им там было самое место.

Она была в числе тех немногих счастливчиков, чьи работы нацисты не отправили на выставку Дегенеративного искусства.

Габриэль Мюнтер "Автопортрет", 1908Габриэль Мюнтер "Автопортрет", 1908

А еще именно она прятала от нацистской расправы в подвале своего дома в Мурнау картины Кандинского и участников "Синего всадника".

А потом, в 1957 году, когда ей исполнилось 80 лет, передала всю, любовно сохраненную ею, коллекцию городской галерее Ленбаххаус — около 1000 живописных произведений, из которых более 90 работ маслом Василия Кандинского и 330 его рисунков, акварелей, альбомов с набросками и росписей на стекле и на дереве.

Ныне это самое крупное собрание работ участников "Синего всадника", сконцентрированное в одном месте и самая объемная коллекция важнейшего периода в творчестве Василия Кандинского — его переход от предмета к абстракции. Когда он еще только стоит на пороге открытия, можно сказать, приоткрывает дверь в мир абстракции, пока еще принадлежащей реальности (как по мне, так это лучшее, что создал Кандинский, впрочем, об этом я писала, напомню в сторис).

Геолокация такая: страна Германия, город Мюнхен, место Ленбаххаус, пароль для входа — QR-код.😂

А имя дамы, благодаря которой все эти драгоценности уцелели — ГАБРИЭЛЬ МЮНТЕР. И она очень хорошая художница.

Она была в числе тех немногих счастливчиков, чьи работы нацисты не отправили на выставку Дегенеративного искусства.

Габриэль Мюнтер Габриэль Мюнтер

Такой классический модернист — воспринимала мир в простых, контурных структурах. Никаких радикальных вольностей: не ушла в абстракцию, не бредила радикальным экспериментом, не занималась морализаторством, но старательно упрощала, обобщала, схематизировала (использовала контрастные чистые цвета, жирную черную обводку и плоские формы — увлечение линогравюрой, рисованием на стекле и вообще все в духе времени).

А начался ее путь с "Фаланги" — художественное объединение, созданное в мае 1901 года Василием Кандинским, Рольфом Ницки, Вальдемаром Хеккелем и Вильгельмом Хьюсгеном.

Хотя нет, началось все много раньше — юная Габриэль с детства увлекалась рисованием, но именно в "Фаланге" 25-летняя Мюнтер получила возможность учиться (Кандинский становится руководителем "Фаланги" и открывает там художественную школу, а мы помним, что то было время, когда женщинам путь в Академии художеств был закрыт).

Именно в "Фаланге" Мюнтер встречает его — Василия Васильевича Кандинского. Он стал ее педагогом, другом, соратником, единомышленником, любовником. Они вместе будут путешествовать по Европе и Северной Африке (посетят Голландию,  Швейцарию, Тунис, Рапалло), некоторое время поживут в Париже, а потом она купит небольшой домик в Мурнау и будет жить в нем до самой своей смерти. Вначале с Кандинским, потом с его работами.

Она была в числе тех немногих счастливчиков, чьи работы нацисты не отправили на выставку Дегенеративного искусства.

Габриэль Мюнтер Габриэль Мюнтер

И сегодня не ждите от меня душераздирающей истории любви Кандинского и Мюнтер. Об этом написано масса статей. Мюнтер вообще из-за этой связи воспринимается всегда вторично, в тени русского гения.

И это ой как несправедливо, ибо двигались они синхронно, более того, многое Кандинский увидел именно у Мюнтер. Но наш русский мерен галопом помчался дальше покорять Эверест, а немецкая кобылка мало того, что не стремилась туда, на Олимп, так еще и живопись забросила на долгие годы — после расставания с Василием Васильевичем Мюнтер впала в продолжительную депрессию, из которой выходила 10 лет (они были вместе 12 лет и фотографировались с котиками, а потом он женился на другой).

Вообще, о Габриэль Мюнтер достаточно знать два момента:

1️⃣ Она была превосходным графиком и легко переводила в четкую линию свои визуальные идеи. Односложно, внятно, без бабского слащавого кокетства и приторности.

Она была в числе тех немногих счастливчиков, чьи работы нацисты не отправили на выставку Дегенеративного искусства.

Габриэль Мюнтер "Портрет Василия Кандинского", 1906Габриэль Мюнтер "Портрет Василия Кандинского", 1906

Она была в числе тех немногих счастливчиков, чьи работы нацисты не отправили на выставку Дегенеративного искусства.

Габриэль Мюнтер "Пара в интерьере", 1917Габриэль Мюнтер "Пара в интерьере", 1917

Она была в числе тех немногих счастливчиков, чьи работы нацисты не отправили на выставку Дегенеративного искусства.

Габриэль Мюнтер "Кандинский играет на фисгармонии, 1907Габриэль Мюнтер "Кандинский играет на фисгармонии, 1907

Да и цветом орудовала также свободно и легко, как Кандинский.

Она была в числе тех немногих счастливчиков, чьи работы нацисты не отправили на выставку Дегенеративного искусства.

Габриэль Мюнтер "Мечеть в Тунисе", 1905Габриэль Мюнтер "Мечеть в Тунисе", 1905

Она была в числе тех немногих счастливчиков, чьи работы нацисты не отправили на выставку Дегенеративного искусства.

Габриэль Мюнтер "Мечеть в Тунисе", 1905. ФрагментГабриэль Мюнтер "Мечеть в Тунисе", 1905. Фрагмент

Она была в числе тех немногих счастливчиков, чьи работы нацисты не отправили на выставку Дегенеративного искусства.

Габриэль Мюнтер "Мечеть в Тунисе", 1905. ФрагментГабриэль Мюнтер "Мечеть в Тунисе", 1905. Фрагмент

2️⃣ Мурнау — место становления Мюнтер (и Кандинского), ибо именно там она обрела себя как художник: "После короткого периода агонии [имеются ввиду импрессионистические эксперименты] я сделала большой скачок от копирования натуры к ощущению содержания, к абстрагированию, к отрывку".

Это крупные плотные формы и локальные, чистые цвета. Такой живописный витраж, где вся религиозность сконцентрирована в том красном или этом синим; где богом является черный контур, апостолами — яркий цвет, ангелами — форма, догматикой — контрасты.

Она была в числе тех немногих счастливчиков, чьи работы нацисты не отправили на выставку Дегенеративного искусства.

Габриэль Мюнтер "На лугу. Марианна Веревкина и Алексей Явленский", 1909Габриэль Мюнтер "На лугу. Марианна Веревкина и Алексей Явленский", 1909

Она была в числе тех немногих счастливчиков, чьи работы нацисты не отправили на выставку Дегенеративного искусства.

Габриэль Мюнтер "На лугу. Марианна Веревкина и Алексей Явленский", 1909. ФрагментГабриэль Мюнтер "На лугу. Марианна Веревкина и Алексей Явленский", 1909. Фрагмент

Именно в Мурнау Мюнтер познакомилась с реверсивной росписью по стеклу (с обратной стороны) и очаровалась ею, потому что просто и ясно, и ничего лишнего, только самая суть — тот самый отрывок, в котором все сказано.

ПОЗЖЕ, т.е ПОСЛЕ НЕЕ, Кандинский, Марк, Август Макке и др. экспрессионисты также освоят и полюбят эту технику, начнут писать на стекле, приемы которой будут переносить на холст. Но ПЕРВОЙ БЫЛА МЮНТЕР.

Она была в числе тех немногих счастливчиков, чьи работы нацисты не отправили на выставку Дегенеративного искусства.

Габриэль Мюнтер "Ландшафт", 1910.Габриэль Мюнтер "Ландшафт", 1910.

Она была в числе тех немногих счастливчиков, чьи работы нацисты не отправили на выставку Дегенеративного искусства.

Габриэль Мюнтер "Ландшафт", 1910. ФрагментГабриэль Мюнтер "Ландшафт", 1910. Фрагмент

Да, на этом ее радикализм закончился. Но в нем она настолько самоценна и хороша, что диву даешься. Это упоение цветом и линией.

Домик, в котором жила художница в Мурнау, обзовут "русским" и тогда, в конце 1900-х, в нем кипела жизнь — здесь подолгу оставались Явленский и Веревкина, Марк и Макке, составлялись грандиозные планы по з̶а̶х̶в̶а̶т̶у̶ ̶м̶и̶р̶а̶ организации "Синего всадника", совершались живописные революции (погранзона между экспрессионизмом и абстракцией).

А еще расписывалась мебель.

"Кандинский разрисовал мой шкаф особым образом — мило и забавно. Через среднее отделение проносится синий всадник, а за ним — темная всадница. Он повернулся и машет ей рукой, а она скачет изо всех сил: иногда эта шутка раздражала меня, потому что была абсолютной неправдой — он ни разу не обернулся и никогда так и не сказал "пойдем со мной"" (Из дневников Мюнтер).

Она была в числе тех немногих счастливчиков, чьи работы нацисты не отправили на выставку Дегенеративного искусства.

Шкаф, расписанный Кандинским.Шкаф, расписанный Кандинским.

источник

Ваш комментарий