Ян Вермеер "Христос в доме Марфы и Марии", 1655. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург.Ян Вермеер "Христос в доме Марфы и Марии", 1655. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург.
Нет, нет, никакого вандализма, только формальдегидная смола и печка, разогретая до 120°.
И тяга к кулинарии 😂 — готовые полотна сворачивал в рулон и хорошенько запекал в печи несколько часов.
Он даже имитировал пыль, которая проникала в кракелюры (трещенки на красочном слое) — после того, как высыхал лак, наш товарищ покрывал полотно тонким слоем китайской туши. Далее смывал ее при помощи скипидара и тушь, попавшая в трещины, создавала видимость въевшейся пыли.
А все потому, что он терпеть не мог всяких там Маттисов, Пикассо и Дюшанов; был убежденным реалистом, почти талантливым художником и прирожденным аферистом.
Диагноз: фальсификатор.
Альтер-эго: Вермеер.
Поняли о ком идет речь? ХАН ВАН МЕЕГЕРЕН (Хенрикус Антонис ван Меегерен) — самый крупный автор подделок великого делтфского гения (а еще Халса, Терборха и де Хоха), который смог обмануть самого Геринга (но об этом в конце программы).
Хан ван Меегерен "Ужин в Эммаусе", 1936. Музей де Вааг, Девентер.Хан ван Меегерен "Ужин в Эммаусе", 1936. Музей де Вааг, Девентер.
Почему именно Вермеер? Дело в том, что имя этого мастера, которого заново открыли только в XIX веке, к 1930-м годам стало ценнее золота — все коллекционеры, музеи и искусствоведы были в режиме ожидания и со всей страстью первооткрывателей жаждали раздобыть неизвестные полотна художника.
Деньги деньгами, но в выборе именно Вермеера было еще два момента:
1️⃣ честолюбие, которое есть не грех, но порок.
Тогда считалось, что подделать работы Вермеера невозможно — Меегерен страстно возжелал опровергнуть сей постулат, ибо признания на художественном поприще он, как Хан ван Меегерен, так и не получил.
2️⃣ обида.
Поскольку признания Меегерен не получил, он был сильно обижен на всю художественную среду, особенно на всяких там искусствоведов, которые не заметили в нем великого гения, достойного, по мнению самого афериста, места аккурат рядом с Рембрандтом, и сочли его художником средней руки.
Зато поддержку арт-дилеров с безупречной репутацией и главного эксперта по голландскому искусству XVII века, Абрахама Бредиуса, получил. Правда, те и не догадывались, что этот "подлинный Вермеер" есть Меегерен и рожден он не в веке XVII, но в столетии XX-м.
Как наш герой все это проворачивал? Да очень просто — сочинял. Вот, например, история "Христа в Эммаусе" (1937): Меегерен рассказал своему болтливому другу, голландскому юристу Бону, совершенно по секрету, о том, как нашел картину великого Вермеера в Италии и контрабандой перевез на паруснике в Монте-Карло. Вскоре об открытии заговорил весь художественный мир и наступила вакханалия.
Абрахам Бредиус атрибутировал картину как подлинник — от Общества любителей искусств имени Рембрандта к Меегерену примчался скупщик Хугендейк — за 520 000 гульденов (ок. 2 млн долларов) картину передали Музею Бойманса в Роттердаме (Меегерен получил 340 000 за свою "уникальную находку", все остальное досталось Хугендейку, как посреднику).
Справедливости ради, отмечу, что в 1939 году Абрахам Бредиус отказался от своей поспешной атрибуции, но сделку это не отменило, корона с головы Меегерена не упала и даже позолота осталась на месте.
В общем, наш герой стал зарабатывать на своих фальсификациях миллионы, женился второй раз (первая супруга ушла от него, потому что не желала жить с преступником), купил виллу в Ницце с 12 спальнями и подсел на морфий (вместе с новой женой).
В 1943 году "подлинного Вермеера" приобрел крупнейший голландский музей — Рейксмузеум в Амстердаме. Картину кисти "самого крупного голландского гения" — "Омовение ног" — поместили между Рембрандтом и Хальсом — это ли не успех?!
Видимо нет, потому что если "подлинного Вермеера" нет у Геринга, о каком успехе вообще можно говорить?😂 Но с 1943 года все-таки можно, ибо именно в этом году Меегерен продал неравнодушному к искусству рейхсмаршалу Герману Герингу "истинно" вермеероского "Христа и судей" за 1 600 000 гульденов (на минуточку, по тем временам это была чуть ли не рекордная сумма, уплаченная за произведение кого-либо из старых мастеров — цена, сравнимая со стоимостью 150 картин из коллекций ограбленных Герингом евреев).
Корона у нашего товарища сверкала так, что глаза слепило от блеска — Меегерен был уверен, что его не поймают.
Но тут наступил 1945 год: его арестовали и обвинили в том, что он, внимание, ПРОДАЛ НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ НИДЕРЛАНДОВ НАЦИСТАМ.
Как об этом вообще узнали? После капитуляции Германии американский капитан Гарри Андерсон обнаружил в имуществе Германа Геринга полотно кисти великого Вермеера.
Путем не сложных манипуляций ниточка привела к Меегерену — голландские власти предъявили ему обвинение в распродаже национального культурного достояния и коллаборациях с нацистами (о том, что это не оригиналы Вермеера еще никто не знал).
Дело в том, что в конце 1930-х годов Гитлеру пришла в голову гениальная (это сарказм, если что😅) идея — создать огромный художественный музей в Линце (родина фюрера), который должен был стать самым большим в Германии и Австрии. Ради этой идеи Немецкого Национального музея или Большого музея была создана "Особая комиссия Линц", которая занималась комплектованием фондов. Помимо многих известнейших работ, среди которых была даже древнеримская копия с греческого оригинала — "Дискобол" Мирона, комиссия приобрела 395 полотен голландских живописцев XVII-XVIII веков (вообще, о том как нацисты грабили музеи и коллекционеров — отдельная большая интересная история, если хотите, как-нибудь расскажу вам?).
Между Гитлером и Герингом шла настоящая борьба за картины: фюреру они нужны были для будущего великого музея, рехсмаршалу — для демонстрации своего высокохудожественного вкуса.
Деньги на закупки картин Гитлер поместил в банк Delbruck, Schickler & Cie, переводы через который всплыли еще в самом начале расследования — так, в общем-то, и обнаружилась связь с Меегереном.
Виртуозу фальсификаций светил солидный срок и всеобщее презрение. Но тут он сделал ход конем — в зале суда объявил, что чист перед родиной, а Геринг обладает подделкой (ходят слухи, что когда рейхсмаршал услышал сию новость, то вид у него был такой, будто "он впервые услышал, что на свете существует зло").
По законам жанра нашему герою вначале не поверили — картина считалась жемчужиной среди других вермееровских полотен на религиозные темы.
ШОК номер два — наш аферист признался, что эти самые остальные полотна написал тоже он.
Оркестр, прощание славянки — до первой трети XX века не было известно вообще ни одной картины Вермера на какой-нибудь религиозный сюжет. ПОТОМУ ЧТО ИСТИНЫЙ ВЕРМЕЕР ИХ НЕ ПИСАЛ.
Вернее, написал лишь одну — "Христос в доме Марфы и Марии" (именно она и является лицом этого поста). Бредиус полагал, что сие творение было частью утерянного "религиозного" цикла — от этой идеи и отталкивался Меегерен: его новый, неизвестный ранее, Вермеер как раз и был из этой "религиозной" серии.
Далее события развивались как в самом лучшем реалити-шоу на ТВ: чтобы доказать, что религиозный Вермеер не существовал, Меегерену предложили написать новое полотно. Сказано — сделано: голландское правительство на 6 недель поместило Меегерена под арест в специально арендованном доме, где тот должен был под тотальным контролем полиции создать подделку. Так появился "Молодой Христос, проповедующий в храме" (или "Иисус среди книжников") — седьмой "религиозный" и девятый последний "подлинный Вермеер".
В 1947 году в Амстердамском суде вновь начался процесс, правда, уже не над предателем Родины, который был уличен в коллаборациях с нацистами, а над фальсификатором Ханом ван Меегереном.
Наказание: год в тюрьме с возможностью рисовать. Правда, довольные щеки Меегерена улыбались не долго — вскоре он умер от инфаркта.
Зато корона блестит до сих пор — в историю искусства он вошел как виртуозный фальсификатор, а тогда, в 1947 году, стал чуть ли не национальным героем, который обманул самого Геринга.
P.S. Всего Хан ван Меегерен создал 13 "шедевров" — девять Вермееров, два де Хоха и по одному Халсу и Терборху. Продал он 8 картин, за которые выручил более чем 7 млн гульденов (около 100 млн долларов).
Хан ван Меегерен "Омовение ног", к.1930х — н.1940х. Рейксмузеум, Амстердам.Хан ван Меегерен "Омовение ног", к.1930х — н.1940х. Рейксмузеум, Амстердам.
Да, вы удивитесь и скажете, что работы Меегерена выглядят ОЧЕВИДНЫМИ подделками. Тут дело такое — художественный мир жаждал Вермеера.
Имитация картин под XVII век — дело второе.
Меегерен, кстати, покупал те же пигменты, какие использовались в веке XVII, смешивал их вручную с маслом или белком, учитывая все тонкости того времени: например, он знал, что в XVII веке уже не использовали зеленый малахитовый пигмент, а смешивали желтую и синюю краски. Формальдегидная смола (то, чего не могло быть в эпоху голландского Золотого века) необходима была аферисту, чтобы сделать краски твердыми, как будто им уже 300 лет — тот риск, на который пошел Меегерен сознательно, уповая то ли на Бога, то ли на удачу, что химико-технологической экспертизы делать не будут.
Первая и главная фишка его успеха — виртуозное сочинительство. И, вуаля, миру представлен не просто запеченый в печи холст, но добротный (по тем временам, конечно) провенанс работ.
Например, такой: некая старая аристократка из Италии продавала картины из семейной коллекции. Среди многих, Меегерен приметил, кажется, одного Вермеера и тайно вывез его из страны, но он, конечно, не первокрассный специалист и не уверен в подлинности — ему нужен хороший эксперт…
Дано: болтливый друг, которому по секрету аферист поведал сию историю, одна подделка, искрометная фантазия и виртуозная ложь.
Финал истории мы знаем — картина попала в музей Бойманса Ван Бенингена в Роттердаме с подписью "Вермеер".
Занавес.
Труппа выходит на поклон.
В общем-то все довольно прозаично и до банальности просто: когда лучшие умы подтверждали подлинность Вермеера, а лучшие музеи эти "подлинники" скупали — это было убедительнее, чем, скажет, отсутствие истинно вермееровского блеска металла или этого белого цвета, который, кажется, хрустит под ногами, как снег в феврале.
Поклон. Занавес.