Он работал на холстах времен XVII века.

Он работал на холстах времен XVII века.

Ян Вермеер "Христос в доме Марфы и Марии", 1655. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург.Ян Вермеер "Христос в доме Марфы и Марии", 1655. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург.

Нет, нет, никакого вандализма, только формальдегидная смола и печка, разогретая до 120°.

И тяга к кулинарии 😂 — готовые полотна сворачивал в рулон и хорошенько запекал в печи несколько часов.

Он даже имитировал пыль, которая проникала в кракелюры (трещенки на красочном слое) — после того, как высыхал лак, наш товарищ покрывал полотно тонким слоем китайской туши. Далее смывал ее при помощи скипидара и тушь, попавшая в трещины, создавала видимость въевшейся пыли.

А все потому, что он терпеть не мог всяких там Маттисов, Пикассо и Дюшанов; был убежденным реалистом, почти талантливым художником и прирожденным аферистом.

Диагноз: фальсификатор.

Альтер-эго: Вермеер.

Поняли о ком идет речь? ХАН ВАН МЕЕГЕРЕН (Хенрикус Антонис ван Меегерен) — самый крупный автор подделок великого делтфского гения (а еще Халса, Терборха и де Хоха), который смог обмануть самого Геринга (но об этом в конце программы).

Он работал на холстах времен XVII века.

Хан ван Меегерен "Ужин в Эммаусе", 1936. Музей де Вааг, Девентер.Хан ван Меегерен "Ужин в Эммаусе", 1936. Музей де Вааг, Девентер.

Почему именно Вермеер? Дело в том, что имя этого мастера, которого заново открыли только в XIX веке, к 1930-м годам стало ценнее золота — все коллекционеры, музеи и искусствоведы были в режиме ожидания и со всей страстью первооткрывателей жаждали раздобыть неизвестные полотна художника.

Деньги деньгами, но в выборе именно Вермеера было еще два момента:

1️⃣ честолюбие, которое есть не грех, но порок.

Тогда считалось, что подделать работы Вермеера невозможно — Меегерен страстно возжелал опровергнуть сей постулат, ибо признания на художественном поприще он, как Хан ван Меегерен, так и не получил.

2️⃣ обида.

Поскольку признания Меегерен не получил, он был сильно обижен на всю художественную среду, особенно на всяких там искусствоведов, которые не заметили в нем великого гения, достойного, по мнению самого афериста, места аккурат рядом с Рембрандтом, и сочли его художником средней руки.

Зато поддержку арт-дилеров с безупречной репутацией и главного эксперта по голландскому искусству XVII века, Абрахама Бредиуса, получил. Правда, те и не догадывались, что этот "подлинный Вермеер" есть Меегерен и рожден он не в веке XVII, но в столетии XX-м.

Как наш герой все это проворачивал? Да очень просто — сочинял. Вот, например, история "Христа в Эммаусе" (1937): Меегерен рассказал своему болтливому другу, голландскому юристу Бону, совершенно по секрету, о том, как нашел картину великого Вермеера в Италии и контрабандой перевез на паруснике в Монте-Карло. Вскоре об открытии заговорил весь художественный мир и наступила вакханалия.

Абрахам Бредиус атрибутировал картину как подлинник — от Общества любителей искусств имени Рембрандта к Меегерену примчался скупщик Хугендейк — за 520 000 гульденов (ок. 2 млн долларов) картину передали Музею Бойманса в Роттердаме (Меегерен получил 340 000 за свою "уникальную находку", все остальное досталось Хугендейку, как посреднику).

Справедливости ради, отмечу, что в 1939 году Абрахам Бредиус отказался от своей поспешной атрибуции, но сделку это не отменило, корона с головы Меегерена не упала и даже позолота осталась на месте.

В общем, наш герой стал зарабатывать на своих фальсификациях миллионы, женился второй раз (первая супруга ушла от него, потому что не желала жить с преступником), купил виллу в Ницце с 12 спальнями и подсел на морфий (вместе с новой женой).

В 1943 году "подлинного Вермеера" приобрел крупнейший голландский музей — Рейксмузеум в Амстердаме. Картину кисти "самого крупного голландского гения" — "Омовение ног" — поместили между Рембрандтом и Хальсом — это ли не успех?!

Видимо нет, потому что если "подлинного Вермеера" нет у Геринга, о каком успехе вообще можно говорить?😂 Но с 1943 года все-таки можно, ибо именно в этом году Меегерен продал неравнодушному к искусству рейхсмаршалу Герману Герингу "истинно" вермеероского "Христа и судей" за 1 600 000 гульденов (на минуточку, по тем временам это была чуть ли не рекордная сумма, уплаченная за произведение кого-либо из старых мастеров — цена, сравнимая со стоимостью 150 картин из коллекций ограбленных Герингом евреев).

Корона у нашего товарища сверкала так, что глаза слепило от блеска — Меегерен был уверен, что его не поймают.

Но тут наступил 1945 год: его арестовали и обвинили в том, что он, внимание, ПРОДАЛ НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ НИДЕРЛАНДОВ НАЦИСТАМ.

Как об этом вообще узнали? После капитуляции Германии американский капитан Гарри Андерсон обнаружил в имуществе Германа Геринга полотно кисти великого Вермеера.

Путем не сложных манипуляций ниточка привела к Меегерену — голландские власти предъявили ему обвинение в распродаже национального культурного достояния и коллаборациях с нацистами (о том, что это не оригиналы Вермеера еще никто не знал).

Дело в том, что в конце 1930-х годов Гитлеру пришла в голову гениальная (это сарказм, если что😅) идея — создать огромный художественный музей в Линце (родина фюрера), который должен был стать самым большим в Германии и Австрии. Ради этой идеи Немецкого Национального музея или Большого музея была создана "Особая комиссия Линц", которая занималась комплектованием фондов. Помимо многих известнейших работ, среди которых была даже древнеримская копия с греческого оригинала — "Дискобол" Мирона, комиссия приобрела 395 полотен голландских живописцев XVII-XVIII веков (вообще, о том как нацисты грабили музеи и коллекционеров — отдельная большая интересная история, если хотите, как-нибудь расскажу вам?).

Между Гитлером и Герингом шла настоящая борьба за картины: фюреру они нужны были для будущего великого музея, рехсмаршалу — для демонстрации своего высокохудожественного вкуса.

Деньги на закупки картин Гитлер поместил в банк Delbruck, Schickler & Cie, переводы через который всплыли еще в самом начале расследования — так, в общем-то, и обнаружилась связь с Меегереном.

Виртуозу фальсификаций светил солидный срок и всеобщее презрение. Но тут он сделал ход конем — в зале суда объявил, что чист перед родиной, а Геринг обладает подделкой (ходят слухи, что когда рейхсмаршал услышал сию новость, то вид у него был такой, будто "он впервые услышал, что на свете существует зло").

По законам жанра нашему герою вначале не поверили — картина считалась жемчужиной среди других вермееровских полотен на религиозные темы.

ШОК номер два — наш аферист признался, что эти самые остальные полотна написал тоже он.

Оркестр, прощание славянки — до первой трети XX века не было известно вообще ни одной картины Вермера на какой-нибудь религиозный сюжет. ПОТОМУ ЧТО ИСТИНЫЙ ВЕРМЕЕР ИХ НЕ ПИСАЛ.

Вернее, написал лишь одну — "Христос в доме Марфы и Марии" (именно она и является лицом этого поста). Бредиус полагал, что сие творение было частью утерянного "религиозного" цикла — от этой идеи и отталкивался Меегерен: его новый, неизвестный ранее, Вермеер как раз и был из этой "религиозной" серии.

Далее события развивались как в самом лучшем реалити-шоу на ТВ: чтобы доказать, что религиозный Вермеер не существовал, Меегерену предложили написать новое полотно. Сказано — сделано: голландское правительство на 6 недель поместило Меегерена под арест в специально арендованном доме, где тот должен был под тотальным контролем полиции создать подделку. Так появился "Молодой Христос, проповедующий в храме" (или "Иисус среди книжников") — седьмой "религиозный" и девятый последний "подлинный Вермеер".

В 1947 году в Амстердамском суде вновь начался процесс, правда, уже не над предателем Родины, который был уличен в коллаборациях с нацистами, а над фальсификатором Ханом ван Меегереном.

Наказание: год в тюрьме с возможностью рисовать. Правда, довольные щеки Меегерена улыбались не долго — вскоре он умер от инфаркта.

Зато корона блестит до сих пор — в историю искусства он вошел как виртуозный фальсификатор, а тогда, в 1947 году, стал чуть ли не национальным героем, который обманул самого Геринга.

P.S. Всего Хан ван Меегерен создал 13 "шедевров" — девять Вермееров, два де Хоха и по одному Халсу и Терборху. Продал он 8 картин, за которые выручил более чем 7 млн гульденов (около 100 млн долларов).

Он работал на холстах времен XVII века.

Хан ван Меегерен "Омовение ног", к.1930х — н.1940х. Рейксмузеум, Амстердам.Хан ван Меегерен "Омовение ног", к.1930х — н.1940х. Рейксмузеум, Амстердам.

Да, вы удивитесь и скажете, что работы Меегерена выглядят ОЧЕВИДНЫМИ подделками. Тут дело такое — художественный мир жаждал Вермеера.

Имитация картин под XVII век — дело второе.

Меегерен, кстати, покупал те же пигменты, какие использовались в веке XVII, смешивал их вручную с маслом или белком, учитывая все тонкости того времени: например, он знал, что в XVII веке уже не использовали зеленый малахитовый пигмент, а смешивали желтую и синюю краски. Формальдегидная смола (то, чего не могло быть в эпоху голландского Золотого века) необходима была аферисту, чтобы сделать краски твердыми, как будто им уже 300 лет — тот риск, на который пошел Меегерен сознательно, уповая то ли на Бога, то ли на удачу, что химико-технологической экспертизы делать не будут.

Первая и главная фишка его успеха — виртуозное сочинительство. И, вуаля, миру представлен не просто запеченый в печи холст, но добротный (по тем временам, конечно) провенанс работ.

Например, такой: некая старая аристократка из Италии продавала картины из семейной коллекции. Среди многих, Меегерен приметил, кажется, одного Вермеера и тайно вывез его из страны, но он, конечно, не первокрассный специалист и не уверен в подлинности — ему нужен хороший эксперт…

Дано: болтливый друг, которому по секрету аферист поведал сию историю, одна подделка, искрометная фантазия и виртуозная ложь.

Финал истории мы знаем — картина попала в музей Бойманса Ван Бенингена в Роттердаме с подписью "Вермеер".

Занавес.

Труппа выходит на поклон.

В общем-то все довольно прозаично и до банальности просто: когда лучшие умы подтверждали подлинность Вермеера, а лучшие музеи эти "подлинники" скупали — это было убедительнее, чем, скажет, отсутствие истинно вермееровского блеска металла или этого белого цвета, который, кажется, хрустит под ногами, как снег в феврале.

Он работал на холстах времен XVII века.

Он работал на холстах времен XVII века.

Он работал на холстах времен XVII века.

Он работал на холстах времен XVII века.

Он работал на холстах времен XVII века.

Он работал на холстах времен XVII века.

Он работал на холстах времен XVII века.

Он работал на холстах времен XVII века.

Он работал на холстах времен XVII века.

Он работал на холстах времен XVII века.

Он работал на холстах времен XVII века.

Он работал на холстах времен XVII века.

Он работал на холстах времен XVII века.

Поклон. Занавес.

источник

Ваш комментарий