1959 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Вокруг творчества Юрия Пименова не утихают споры. Одни считают его прекрасным живописцем, другие — типичным советским художником, прогнувшимся под власть. Да, советский быт и весь уклад жизни Пименов изображал в светлых и радостных тонах. Но в его творческом наследии есть другие картины, которые расшатывают эту простую конструкцию.
Среди таких работ — картина «Ожидание», живописующая повседневные вещи. Загадка заключается в противоречии между ее названием и положением трубки телефона. Первая ассоциация с печальным дождливым вечером за окном и одиноко стоящим телефоном лежит на поверхности – невидимый лирический герой картины ждет звонка. Но при такой позиции трубки, когда она снята с рычага, звонок пройти не мог: в этом случае подавался сигнал «занято», и так делали в том случае, если не желали, чтобы кто-то дозвонился.
Также существовало выражение «бросить трубку» – нажать на рычаг, завершив разговор, и положить трубку именно в таком положении, чтобы неприятная беседа не возобновилась.
Поэтому можно предположить, что ожидание, изображенное на картине, совсем не лирического толка. Возможно, перед зрителем развернулся итог ссоры, произошедшей в результате напряженного разговора, и ожидание касается предположений, как же в будущем поведет себя оппонент.