«Ожидание у острога», Владимир Егорович Маковский

«Ожидание у острога», Владимир Егорович Маковский 1875г. Холст, масло. Размер: 83 х 122 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва В 1872 году Маковского приняли в члены Товарищества, а

1875г. Холст, масло. Размер: 83 х 122 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
В 1872 году Маковского приняли в члены Товарищества, а еще через год художник вошел в правление общества. С этого момента он принимал участие почти во всех выставках передвижников. В середине 1870-х в России начались процессы против народников. Маковский сочувствовал революционерам и даже посетил несколько судов. По их мотивам он создал серию работ, в которую вошли картины «Осужденный» и «Ожидание». В 1875 году Маковский пишет картину «Ожидание у острога». Эти работы показывали на выставках передвижников. В официальной печати художника назвали «дерзким и нарушающим душевный покой», а в революционных изданиях его полотна хвалили.
Вообще острогом называли просто тюрьму, без уточнения какую именно. На более качественных репродукциях можно прочитать «Московский пересыльный замок». Дело происходит рядом с Бутырской тюрьмой. Перед острогом мы видим разносортный контингент, тут и крестьяне, и всякого рода беднота, и люди явно не из простых, например, хорошо одетая пожилая дама и дочь. С 1868 г. Бутырка стала центральной пересыльной тюрьмой, через которую ежегодно проходило порядка 30 тыс. человек.
На картине «Ожидание у острога» изображена разношерстная публика. Все люди разного возраста, но объединяет их общая цель. Каждый из присутствующих ожидает выхода родных людей, которых отправляют в ссылку на сибирские земли. Их лица полны скорби и печали. Позы говорят о тяжелом моральном состоянии. Плечи опущены, руки скрещены. Все это происходит на фоне унылого зимнего пейзажа. На заднем плане дом, где держат несчастных. Цветовая палитра выбрана весьма сдержано, яркие вкрапления отсутствуют.

.

Ваш комментарий