Образ медведя в славянской мифологии и российском искусстве.

Один из самых главных и таинственных образов в славянской мифологии, образ медведя трудно переоценить.

Большая часть представлений о жизни, окружающем их мире древние славяне отразили в своих мифах, обрядах, устном народном творчестве. Животным, в том числе и медведю, отводилась огромная роль. Ведь на том уровне развития своего общества люди не выделяли себя из рядов живых существ, не противопоставляли себя природе.

Образ медведя в славянской мифологии и российском искусстве.

Фото из свободных источников. М. В. Нестеров "Юность преподобного Сергия Радонежского".

Медведь был одним из самых могущественных и таинственных животных в славянских мифах, сказаниях. Он был у наших предков царем зверей, так же как лев у южных народов.

Особенно до принятия христианства, так и после на него на Руси существовала богатая брачная медвежья символика. Существовали обряды ряжения в медведя во время сватовства. Ритуальная игра «Охота на медведя» отображала сюжет героизма жениха, завоевание возлюбленной своим смелым подвигом. Ряженный в медвежий тулуп, с измазанным сажей лицом молодой мужчина, «медведь» изображал ходившего по лесу хищника, желающего схватить себе в поживу корову (одну из гулящих на поляне девушек). Девушки весело убегали от медведя, приговаривая: «отдай свою силу, лесной хозяин, отдай моему суженному». В конце этого обряда жених, как самый сильный и смелый убивал медведя и мог идти свататься.

В ритуале «Медвежья песня» центром обряда становился медведь, символизирующий сильного умного мужчину, который добивается любви избранной девушки. Здесь «медведь» пытался привлечь и удивить возлюбленную своими несказанными умениями: вырвать дерево с корнем, словить руками рыбу, принести на одном плече бочку с медом… Если герой справлялся со всеми трудностями, он превращался в юношу (с него снималась медвежья шкура) и он заходил в дом невесты свататься.

Невестой дарились жениху обереги в виде медведя, где образ медведя защищал и умножал плодовитость, деторождение, помогал семье укреплять род.

Существовало поверье, что женщина излечится от бесплодия, если ее переступит медведь. Была такая легенда, сказание о богатой и счастливой матери, благословленной медведем, которая имела 9 сыновей: богатыря, теслу, купца, скобаря, скорняка, гончара, корабела и лукодела (прародителей основных славянских ремесел).

Про медведя много сказок, пословиц, примет, где славяне аккумулировали житейский опыт и мудрость.

— Силен медведь, да в болоте лежит.

-Не дано медведю волчьей смелости, а волку — медвежьей силы.

— Не прав медведь, что корову съел, не права корова, что в лес пошла.

— Не продавай шкуры, не убив медведя.

— Два медведя в одной берлоге не живут.

— Счастлив медведь, что не попался стрелку, счастлив стрелок, что не попался медведю.

— Медведь в берлоге на другой бок переворачивается, зима с летом встречается ( про Сретенье, отмечаемое 15 февраля».

Медведь часто становится героем в русских народных сказках: «Маша и медведь», «Медведь и лиса», «Баба и медведь», «Три медведя», «Медведь – липовая нога», «Вершки и корешки», «Медведь и собака», «Звери в яме», «Медведь и комар», и даже всем известная с детства « Колобок».

Медведь в русских народных сказках предстает в самых разных ролях: положительный, отрицательный, глупый, доверчивый, добрый или отзывчивый, который всегда придет на помощь человеку или другому животному. Образ медведя в русских народных сказках отождествлялся с людьми, поэтому такой разброс черт и характеристик личности зверя.

Первые изображения медведей были найдены в палеолитических пещерах, на стоянках древнего человека. С тех пор интерес к изображению медведей не исчезал.

Образ медведя нашел широкое воплощение в русском прикладном искусстве 17 -20 века. Сюжеты здесь интересны тем, что связаны с архаичным культом грозного божества. Народный лубок, росписи, гончарные изделия, изразцы, народная игрушка – везде присутствовал медведь. Символ «медвежьи уши» и «след медведя» — вышивали на мужских рубашках, они стали частью русских народных орнаментов.

После принятия христианства, отношение к медведю, как к сакральному животному стало вытесняться с искоренением язычества на территории Руси. Однако отношение христианства и именно православия к медведю неоднозначно, и важность этого образа сохраняется до сих пор.

В русской православной церкви изображение медведя присутствует на иконах. В житии святого Серафима Саровского есть эпизоды, где он кормит из своих рук огромного медведя. Этот сюжет стал распространяться, как олицетворение христианской любви и милосердия, способного «приучить» даже опасного зверя.

Русские художники писали работы с медведями, о медведях. Картину И.И. Шишкин « Утро в сосновом бору» 1889 года знают практически все. В. И. Суриков « охота Царя Михаила Федоровича на медведя», где художник пишет медведя как хозяина тайги, олицетворяющего всю русскую природу. Поединок царя со зверем должен был показать силу и смелость человека, способного охотится на царя зверей.

М. В. Нестеров в картине «Юность преподобного Сергия Радонежского» придает медведю религиозный и мистический уклон. Художник подчеркивает контраст между радостью и чистотой образа преподобного Сергия и мощью огромного медведя у его ног. Медведь здесь как олицетворение природы и защита своего хозяина.

И в 20 – 21 веке тема медведя не забывается. Фильм режиссера Марка Захарова «Обыкновенное чудо», где в основу сюжета легла сказка Е. Л. Шварца о медведе, которого колдун превратил в человека. И только поцелуй влюбленной принцессы сможет вернуть мающемуся зверю его облик медведя. Философская притча о любви, где основной герой это медведь. В этой фантасмагории рассказано о людях, о жестокости и верности, о красоте и доброте, о пороках, что разъедают наш мир. Автор не случайно использует образ медведя, это вносит в сказку глубину и многосложность.

Один из самых популярных сегодня мультфильмов это «Маша и медведь» студии «Анимаккорд». Приключения Маши, невероятно активной девочки и спокойного, рассудительного Медведя, который пытается пережить неугомонного ребенка. Этот мультфильм, вышедший в 2009 году, покорил миллионы зрителей по всему миру. Его тема взята на основе русской народной сказки, переработана с учетом современных реальностей. Оказалось, что образ медведя и его взаимоотношений с людьми актуален до сих пор. Тем более что медведь очеловечивается и воспринимается так же, как и древними славянами.

Образы древних славян актуальны до сих пор, даже если они трансформируются под влиянием времени. Значит рассмотрение основных этапов формирования древней мифологии, образов и их трансформации необходимо для понимания истоков современной культуры. Их можно использовать в своем творчестве.

источник

Ваш комментарий