Один из самых главных и таинственных образов в славянской мифологии, образ медведя трудно переоценить.
Большая часть представлений о жизни, окружающем их мире древние славяне отразили в своих мифах, обрядах, устном народном творчестве. Животным, в том числе и медведю, отводилась огромная роль. Ведь на том уровне развития своего общества люди не выделяли себя из рядов живых существ, не противопоставляли себя природе.
Фото из свободных источников. М. В. Нестеров "Юность преподобного Сергия Радонежского".
Медведь был одним из самых могущественных и таинственных животных в славянских мифах, сказаниях. Он был у наших предков царем зверей, так же как лев у южных народов.
Особенно до принятия христианства, так и после на него на Руси существовала богатая брачная медвежья символика. Существовали обряды ряжения в медведя во время сватовства. Ритуальная игра «Охота на медведя» отображала сюжет героизма жениха, завоевание возлюбленной своим смелым подвигом. Ряженный в медвежий тулуп, с измазанным сажей лицом молодой мужчина, «медведь» изображал ходившего по лесу хищника, желающего схватить себе в поживу корову (одну из гулящих на поляне девушек). Девушки весело убегали от медведя, приговаривая: «отдай свою силу, лесной хозяин, отдай моему суженному». В конце этого обряда жених, как самый сильный и смелый убивал медведя и мог идти свататься.
В ритуале «Медвежья песня» центром обряда становился медведь, символизирующий сильного умного мужчину, который добивается любви избранной девушки. Здесь «медведь» пытался привлечь и удивить возлюбленную своими несказанными умениями: вырвать дерево с корнем, словить руками рыбу, принести на одном плече бочку с медом… Если герой справлялся со всеми трудностями, он превращался в юношу (с него снималась медвежья шкура) и он заходил в дом невесты свататься.
Невестой дарились жениху обереги в виде медведя, где образ медведя защищал и умножал плодовитость, деторождение, помогал семье укреплять род.
Существовало поверье, что женщина излечится от бесплодия, если ее переступит медведь. Была такая легенда, сказание о богатой и счастливой матери, благословленной медведем, которая имела 9 сыновей: богатыря, теслу, купца, скобаря, скорняка, гончара, корабела и лукодела (прародителей основных славянских ремесел).
Про медведя много сказок, пословиц, примет, где славяне аккумулировали житейский опыт и мудрость.
— Силен медведь, да в болоте лежит.
-Не дано медведю волчьей смелости, а волку — медвежьей силы.
— Не прав медведь, что корову съел, не права корова, что в лес пошла.
— Не продавай шкуры, не убив медведя.
— Два медведя в одной берлоге не живут.
— Счастлив медведь, что не попался стрелку, счастлив стрелок, что не попался медведю.
— Медведь в берлоге на другой бок переворачивается, зима с летом встречается ( про Сретенье, отмечаемое 15 февраля».
Медведь часто становится героем в русских народных сказках: «Маша и медведь», «Медведь и лиса», «Баба и медведь», «Три медведя», «Медведь – липовая нога», «Вершки и корешки», «Медведь и собака», «Звери в яме», «Медведь и комар», и даже всем известная с детства « Колобок».
Медведь в русских народных сказках предстает в самых разных ролях: положительный, отрицательный, глупый, доверчивый, добрый или отзывчивый, который всегда придет на помощь человеку или другому животному. Образ медведя в русских народных сказках отождествлялся с людьми, поэтому такой разброс черт и характеристик личности зверя.
Первые изображения медведей были найдены в палеолитических пещерах, на стоянках древнего человека. С тех пор интерес к изображению медведей не исчезал.
Образ медведя нашел широкое воплощение в русском прикладном искусстве 17 -20 века. Сюжеты здесь интересны тем, что связаны с архаичным культом грозного божества. Народный лубок, росписи, гончарные изделия, изразцы, народная игрушка – везде присутствовал медведь. Символ «медвежьи уши» и «след медведя» — вышивали на мужских рубашках, они стали частью русских народных орнаментов.
После принятия христианства, отношение к медведю, как к сакральному животному стало вытесняться с искоренением язычества на территории Руси. Однако отношение христианства и именно православия к медведю неоднозначно, и важность этого образа сохраняется до сих пор.
В русской православной церкви изображение медведя присутствует на иконах. В житии святого Серафима Саровского есть эпизоды, где он кормит из своих рук огромного медведя. Этот сюжет стал распространяться, как олицетворение христианской любви и милосердия, способного «приучить» даже опасного зверя.
Русские художники писали работы с медведями, о медведях. Картину И.И. Шишкин « Утро в сосновом бору» 1889 года знают практически все. В. И. Суриков « охота Царя Михаила Федоровича на медведя», где художник пишет медведя как хозяина тайги, олицетворяющего всю русскую природу. Поединок царя со зверем должен был показать силу и смелость человека, способного охотится на царя зверей.
М. В. Нестеров в картине «Юность преподобного Сергия Радонежского» придает медведю религиозный и мистический уклон. Художник подчеркивает контраст между радостью и чистотой образа преподобного Сергия и мощью огромного медведя у его ног. Медведь здесь как олицетворение природы и защита своего хозяина.
И в 20 – 21 веке тема медведя не забывается. Фильм режиссера Марка Захарова «Обыкновенное чудо», где в основу сюжета легла сказка Е. Л. Шварца о медведе, которого колдун превратил в человека. И только поцелуй влюбленной принцессы сможет вернуть мающемуся зверю его облик медведя. Философская притча о любви, где основной герой это медведь. В этой фантасмагории рассказано о людях, о жестокости и верности, о красоте и доброте, о пороках, что разъедают наш мир. Автор не случайно использует образ медведя, это вносит в сказку глубину и многосложность.
Один из самых популярных сегодня мультфильмов это «Маша и медведь» студии «Анимаккорд». Приключения Маши, невероятно активной девочки и спокойного, рассудительного Медведя, который пытается пережить неугомонного ребенка. Этот мультфильм, вышедший в 2009 году, покорил миллионы зрителей по всему миру. Его тема взята на основе русской народной сказки, переработана с учетом современных реальностей. Оказалось, что образ медведя и его взаимоотношений с людьми актуален до сих пор. Тем более что медведь очеловечивается и воспринимается так же, как и древними славянами.
Образы древних славян актуальны до сих пор, даже если они трансформируются под влиянием времени. Значит рассмотрение основных этапов формирования древней мифологии, образов и их трансформации необходимо для понимания истоков современной культуры. Их можно использовать в своем творчестве.