Фрагмент картины Р. Зеньковой
«Трутни» — красочная бытовая сцена, созданная в 1954 году. Для тех, кто привык воспринимать эпоху СССР через искусство соцарта, такая картина может оказаться потрясением.
Раиса Дмитриевна Зенькова родилась в 1919 году в Приморске. Окончила Благовещенское художественно-педагогическое училище, ветеран ВОВ (на фронте служила снайпером и была награждена орденом Славы III степени). В 1940-49 гг. обучалась на живописном факультете Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина.
Живопись Раисы Зеньковой
В послевоенные годы стране жилось несладко, но только не представителям новой политической элиты из непомерно разросшегося номенклатурного аппарата. Сотни новых ненужных должностей с начальниками и их замами заполонили все государственные структуры. И жизнь этих людей разительно отличалась от того, как в культуре представляли практичный советский быт.
Раиса Зенькова «Трутни», 1954 год
Пока сотни тысяч советских граждан теснились в коммуналках, имели трудности с доступом к продовольствию и все в таком духе, представители элиты ездили на роскошных автомобилях, жили в огромных апартаментах и имели прислугу. Словно никакой революции и борьбы за равенство и в помине не было.
Вернемся к картине. В центре сюжета неординарная советская семья, ее глава, очевидно, большой партийный начальник. Портрет этого типичного представителя, увешенного наградами за неясные заслуги, висит на стене. Его семья – две женщины неопределимого возраста, те самые трутни советского общества, ведущие безоблачную праздную жизнь.
Фрагменты картины
В роскошно обставленной комнате, героини разнузданно себя ведут: одна вульгарно болтает по телефону, другая – красится. На женщинах дорогая домашняя одежда, которой не достать в обычном универмаге. Кажется, что женщины только проснулись, хотя художница ясно дает понять – на часах уже два часа дня.
Точный зрительский взгляд передает позиция еще одной героини. Это домработница, которая явно и неприкрыто осуждает своих нанимателей. Вероятно, в этой позиции художница показала свое отношение к подобному классу. При этом, наемный труд жестко осуждался официальной идеологией. Правда общие законы, как всегда, не касались элиты.
Фрагменты картины
Раисе Зеньковой – ветерану Великой отечественной войны, тяжело и больно смотреть на такой разрыв в социуме, когда большинство населения голодает и нищенствует от послевоенных потерь, ютясь в подвалах и коммуналках.