«В галёрке», Луи-Леопольд Буальи, 1830
В переводе термин означает обманку, то есть эффект визуального восприятия, при котором возникает иллюзия. Например, иллюзия предметов или действий, которых на самом деле нет.
Примеры натюрмортов-обманок
Традиция создавать обманки имеет давнюю историю и начинается в эпоху господства древнегреческой эстетики. Жанр «обманывающих изображений» сложился в античности, а истории художников той эпохи дошли до нас, вот отрывок одной из них: И таких примеров множество.
Живописные галереи и окна, расширяющие пространство
В эпоху Возрождения интерьеры палаццо, базилик и других строений дополнялись художественной росписью. Некоторые фрески обладали эффектом того самого тромплейя. К примеру, «Живописный окулюс» созданный итальянским художником Ренессанса по имени А. Мантенья. Окулюс в камера дельи Спози (Палаццо Дукале, Мантуя) – это попытка воодушевить гостя, да и вообще любого, кто окажется строго под куполом и подняв глаза вверх вместо привычного потока увидит ироничную райскую братию.
Живописный окулюс. А. Мантенья. Камера дельи Спози. Палаццо Дукале, Мантуя
К обманкам же можно отнести перспективные росписи, когда на стенах изображался городской или архитектурный пейзаж, расширяющий пространство помещения.
А вот произведение Пере Борреля дель Казо под названием «Бегство от критики», на котором художник изобразил юношу, убегающего за пределы холста. Потрясающая иллюзия заключается в инновационной задумке и реалистичности изображения. Проще говоря, зрителю кажется, что через мгновение ребенок прыгнет к нему навстречу.
П.Боррель дель Казо. Спасаясь от критики, 1874
Иллюзия трехмерности особенно впечатляет в натюрмортах. Игра с объемом предметов заставляет зрителя поверить, что к каждой вещи можно прикоснуться, изъять из пространства картины – разрушить представления о реальности и возможностях искусства.
Невероятно реалистичная роспись стен
В России тоже были свои мастера в этом жанре. Один из них – талантливый аквалерист Федор Толстой, писавший удивительные натюрморты. Его картины со смородиной так хорошо продавались, что художник иронизировал по этому поводу словами:
Толстой Федор Петрович, «Ягоды красной и белой смородины», 1818
Несмотря на заигрывание со зрителем, жанр обманки был не просто этапом развития живописи с технической точки зрения, но и настоящим и серьезным размышлением художников в области исследования реальности.