После Второй мировой войны стал утверждаться в качестве художественного направления неореализм, развивавший на основе идеологической программы формальный язык, который отвечал тематике социалистического реализма, однако было принято название, закрепившееся за итальянским кинематографом данного периода.
Поиски в сфере реалистической живописи необычайно интересны богатством индивидуальных решений, серьезностью вдохновлявших идеалов и качеством стилистического языка, когда всего этого оказывалось достаточно, чтобы сдержать откровенную агрессивность, заложенную в содержании картин неореалистов. Проблемы и чаяния художников того поколения разделялись между потребностью в социальной критике и вдохновляющим примером могучей личности Пикассо, творчество которого после 1945 г. стало широко известно в Италии. Живопись неореализма питалась прямым обращением к реальности, что и наделяло ее соками жизненной достоверности. Главными действующими лицами в этом движении были художники «Нового фронта искусств».
В архитектуре термин «неореализм» связан с постройками, которые к началу 1950-х годов обозначили переход от репертуара решений в духе рационализма и интернационального стиля к экспериментам с новым переосмыслением традиционных архитектурных форм ради усиления контакта с реальностью, согласования с новым и критическим видением окружающего. Это движение в архитектуре исчерпало себя довольно быстро, однако успело заявить о себе несколькими значительными произведениями: прежде всего это дома, построенные Марио Ридольфи (1904-1984) в Риме и Терни, и Тибуртинский квартал в Риме, считающийся наиболее выдающимся примером неореалистической архитектуры.
Неореализм является течением в живописи, которое в годы Второй мировой войны развивало язык, формально и тематически близкий реализму. В него входили разные по своим установкам мастера: Ренато Гуттузо, Борис Таслицкий, Диего Ривера, Андре Фужерон, Эрнесто Треккани, Габриеле Муки, Армандо Пиццинато, Леопольдо Мендес, Джузеппе Дзигайно. Марино Марини , скульптор, живописец и гравер, в основу своего искусства положил проникновенную память об Античности.