1883г. Холст, масло. Размер: 75,5 × 99 см. Третьяковская галерея, Москва
Считается одним из наиболее значительных и известных произведений Ивана Крамского. Дав полотну такое название, художник придал ему ореол таинственности и интриги.
На полотне изображена молодая женщина, проезжающая в открытом экипаже по Невскому проспекту у павильонов Аничкова дворца. Справа за её спиной виднеется Александринский театр. Она одета по последней моде 1880-х годов. На ней бархатная шляпка с перьями, украшенное мехом и лентами пальто, муфта и тонкие кожаные перчатки. Взгляд царственный, таинственный и немного грустный. Главный вопрос, который волновал современников художника, — кто эта красавица на полотне. Версии были разнообразны — от крестьянки, ставшей барыней, до любовницы Александра II. Кто на самом деле скрывается за образом русской Джоконды
«Неизвестная» до сих пор остаётся загадкой художника. Не осталось никаких дневниковых записей Крамского или писем, где бы четко называлось имя музы. Молчание живописца породило массу легенд. По одной из версий, Крамской написал «Неизвестную» со своей дочери Софьи. По другой, гипотезе, это Екатерина Долгорукова, любовница Александра II, от которой у императора родилось четверо детей.
Существует третья версия: по неподтвержденной легенде прототипом героини картины является курская девушка крестьянка Матрёна Саввишна, вышедшая замуж за дворянина Бестужева (чье личное имя не указывается, что подтверждает легендарность истории). Крамской познакомился с ней в Санкт-Петербурге и был пленён её красотой. Но в частном собрании Д. Фридриха в Праге хранится этюд, на котором та же женщина изображена, видимо, более достоверно. Получается, что ни одна из этих гипотез не выдержала проверки.