«Над вечным покоем»: целый год Левитан писал картину, слушая траурный марш Бетховена

 

"Над вечным покоем": целый год Левитан писал картину, слушая траурный марш Бетховена

Исаак Левитан смог открыть в русской живописи свой собственный жанр, который стали называть пейзажем настроения. Смотришь на полотно и помимо природы, замечаешь все эмоции, которые испытывал художник. Получается живое творение, пробуждающее к чувствам даже самого закоренелого флегматика. Яркий пример пейзажа настроения — это картина "Над вечным покоем", написанная в 1894 году.

Начиная работу над будущим шедевром, Левитан не догадывался, что многие искусствоведы станут считать картину самым главным русским пейзажем. Для воплощения своего замысла художник решает соединить зарисовки сделанные в Плесе с видом на озеро Удомля.

Масштаб полотну придает взгляд с высоты птичьего полета. Глядя на полотно, ощущаешь себя птицей, готовой пролететь по бескрайнему пространству неба и воды. Вокруг нет никакого человеческого жилья, только миниатюрная деревянная церковь и несколько покосившихся крестов на кладбище. Чувствуется величие вечности и что-то пугающее…

 

Как написал сам Левитан: "тонут поколения и потонут еще. Какой ужас, какой страх". Эти слова выражают его одиночество и тоску. Хотя рядом была София Кувшинникова. Женщина, которую он любил. Во время написания картины, Софья постоянно играла траурный марш Бетховена, без конца повторяя музыку. Именно под нее Левитан творил свою живописную симфонию скорби.

Кстати, видимо, надлом в душе художника создал трещину в отношениях с Софьей. По соседству приехало семейство петербургского чиновника Турчанинова, и Левитан увлекся новой женщиной, охладев к Софье… После создания картины "Над вечным покоем" художник расстается со своей музой, помогавшей ему творить.

источник

Ваш комментарий