1937г. Холст, масло. Размер: 280×320 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Историческая картина Б. В. Иогансона «На старом уральском заводе» – второе после «Допроса коммунистов» капитальное произведение художника, посвященное теме классовой борьбы. В 1935 году Иогансон совершил специальную поездку на Урал. Он посетил индустриальные центры – Свердловск, Челябинск, Златоуст. До своей поездки художник прочел обширную литературу о старом Урале, исторические очерки о Демидове Сан Донато, сочинения Мамина-Сибиряка и других писателей. К прочитанному присоединялись впечатления от первых поездок на Урал, от виденных им типов рабочих, бесед со старожилами.
В Свердловске, при посещении одного старого завода, Иогансон увидал мрачный кирпичный сарай с прокопченными стенами необыкновенной толщины, с узкими, маленькими окнами, весь в черной земле. Это был литейный цех старых времен, такой, каким он был при Демидовых. Своей мрачностью он напоминал темницу. Для задуманной картины каменный сарай представлял несомненный художественный интерес.
О содержании своего произведения Иогансон рассказал в статье «Как я работаю над картиной».
«Сюжет картины таков: в литейно-формовочную мастерскую входит хозяин со своим приказчиком, который, указывая на первоначальную фигуру рабочего, на ухо шепчет хозяину: «Это тот самый, который народ смущает». Обстановка мрачная, мастерская–с допотопными средствами производства. Главная фигура – фигура рабочего (на первом плане), который отчетливо сознает, что такое хозяин, борется с ним и призывает других рабочих бороться. Это образ рабочего – представителя класса, за которым будущее. За ним стоит фигура старого рабочего, который устал от каторжного труда, но уже начинает сознавать правду. В глубине сгробленные фигуры рабочих и чахоточный мальчик-подросток, олицетворяющие непосильный труд. В правом углу должен быть рабочий, подбрасывающий в печку уголь. Это тип беспробудного пьяницы, которого загубил каторжный труд. Налево хозяин и сухонькая фигура приказчика, подлеца и взяточника, который замучил рабочих штрафами».
Это полотно художника появилось в 1938 году на выставке «Индустрия социализма». Являясь вершиной в творчестве художника, картина «На старом уральском заводе» остается капитальным произведением советской живописи. Она зажигает ненавистью к поработителям народного труда, зовет к дальнейшей борьбе за раскрепощение от уз капитализма, наполняет светлой верой в торжество идей рабочего класса. ой ночи».