В Эрмитаже есть замечательная картина, неоднократно приковавшая мой взгляд. Называется "Бокал лимонада". Написана голландским художником Герардом Терборхом около 1664 года.
Чувствуется в полотне какая-то скрытая двусмысленность.
Казалось бы, а что необычного мы видим на картине? Молодой человек выдавливает лимон в бокал сидящей барышни. Рядом стоит пожилая женщина и участливо смотрит на девушку, заботливо положив ладонь ей на плечо. Складывается пара вариантов ситуации, из которых вытекает обычный вывод, что перед нами ухаживание. Возможно, девушка заболела и молодой человек готовит ей лимонный напиток с целью помочь скорее восстановить иммунитет. А возможно, он просто пришел в гости и приготовление напитка является демонстрацией его нежных чувств.
Мне всегда казалось, что это слишком простые трактовки картины, так как лично я ощущаю от нее недосказанность. Больная, ухаживание, все не то. Хочется углубится дальше… Начала искать разные источники и предположения, и поняла, что я не одинока в своем восприятии этого исторического полотна.
Некоторые исследователи склоняются к мысли, что Герард Терборх завуалировал в "Бокале лимонада" сцену сводничества. Если рассматривать с этой точки зрения, то я согласна. Тогда все становится на свои места. Понятно для чего нарисована постель на заднем плане. Становится ясным взгляд пожилой женщины, и в нем теперь видна забота иного плана, а понравился ли девушке приглашенный кавалер? Не слишком ли юн молодой человек и подойдет ли он ей? И вообще жесты пожилой дамы можно характеризовать, как обращение к кавалеру: "Смотри какая красавица сидит перед тобой".
Художник гениально создал загадочную картину, потому, что однозначного ответа на нее быть не может. Кстати, позировали художнику его сводные брат и сестра, поэтому они так похожи друг на друга.
А вы как думаете, что перед вами происходит?